находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и сейчас, как мы видим, многие заменяют истинную живую Веру обрядностью. Хотя уже Христос сказал:

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Oн ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (от Иоанна, гл. 4, ст. 23).

Но, помимо того, велико было его значение и в общегосударственной жизни народа. Сергий Радонежский неоднократно улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным войнам, раздиравшим Землю Русскую, но апофеозом деятельности преподобного было его историческое благословение на страшную Куликовскую битву великого князя Дмитрия. Сергий знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми поработителями русских людей. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского государства. Несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Известен преподобный Сергий и своими чудесами исцеления, пророчествами, прижизненными и посмертными.

Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать порабощенному русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, он открыл людям глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел он сам. Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — ВЕРА.

Значение его для развития русской духовной жизни очень велико. Недаром к его имени обращались и обращаются не только церковные люди, но и представители русской культуры, например историк Ключевский, художник М. Н. Нестеров, художник и мыслитель Н. К. Рерих. В статье «Душа народов» Н. К. Рерих писал:

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое имя в Соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег Духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровищах души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности...»

Преподобного Сергия Радонежского чтят и сегодня и молятся ему для усмирения своей гордыни. Истинно, никто более него не подходил под характеристику Святого Древней Руси — «Земной Ангел и Небесный Человек».

Следующая страница
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

«ЗЕМНОЙ АНГЕЛ И НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Человечеству на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую он может воспринять. В каждой эпохе, в каждой религии и народе, кроме великих Учителей, приносивших новое понимание забытого древнего Откровения, через некоторое время появлялись высокие Духи, подобные Сергию Радонежскому, уже для нового очищения только что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на фоне невежественных представителей религий. Обычно такие Светочи становились мучениками, и часто их труды и сами они гибли от рук разных ревнителей. Они стоят обособленно от всякой власти и церковности.

Преподобный Сергий, отказавшийся от высокого церковного сана, только возвеличился. Можно слышать и такое мнение, что он был истинным церковником, так как явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси и также предтечею будущих старцев. Сергий строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и так далее. Да, это так, но смысл всей деятельности преподобного не во внешней обрядности, но в его высоконравственном воспитательном влиянии на его современников.

Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии 
Предсказания и советы Святых старцев

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU