ПОСМЕРТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
В 1608 году Троице-Сергиева лавра бьлаосаждена шайками Тушинского вора. Не раз являлся преподобный Сергий архимандриту Иоасафу и пономарю Иринарху, укрепляя их и предупреждая об опасностях. Раз видели его окропляющим стены святой водой; другой раз он предупредил о готовящемся приступе, который и был отражен. Являлся преподобный и осаждавшим, так что многие казаки стали уходить домой, давая клятву никогда не воевать с православными.

Но особенно много ободрения и чудес было явлено преподобным Сергием в тяжкое время Смуты (1607—1613). Троицкая обитель к этому времени, возвышаясь в духовном и общественном значении, преуспевала и в своем строительстве. В 1550 году был закончен большой пятиглавый Успенский собор и вокруг монастыря была сооружена массивная каменная стена с 12 башнями, превратившая монастырь в первоклассную крепость, прикрывавшую дорогу из Москвы в северные города. Богатства монастыря настолько возросли, что уже с XVI века казна монастырская могла ссужать значительные суммы на нужды государственные. И конечно, такая крепость с хранившейся в ней богатой казной представляла заманчивую добычу для «тушинцев», поляков и литовцев Смутного времени. На эту духовную твердыню и сокровищницу Земли Русской и устремились хищники, и 23 сентября 1608 года воевода тушинского царька Петр Сапега с войском из поляков и литовцев, а также с примкнувшими к ним многочисленными отрядами из тушинцев подошел к стенам монастыря. Число врагов, по показаниям пленных, простиралось до 30 тысяч.

Этой вражеской силе защитники Сергиевой обители могли противопоставить самые незначительные силы. Царь Василий Иванович прислал в монастырь небольшой отряд под началом воевод Алексия Голохвастова и князя Долгорукого-Рощи. Кроме того, монастырь вооружил всех своих слуг, служебников и крестьян, и даже братия взялась за оружие. Так что число защитников набралось до 2400. Собралось под защиту монастыря также и все ближайшее население (между ними были старцы, женщины и дети), что сильно осложняло положение и затрудняло защиту. Враги заняли все дороги, ведущие к монастырю, своими заставами. Со своей стороны и осажденные энергично готовились к обороне. Воеводы совместно с архимандритом и соборными старцами привели всех защитников к крестному целованию у раки преподобного Сергия с обещанием крепко и непоколебимо стоять против врагов. «И оттоль, — пишет в своем сказании знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын, — бысть во граде братолюбие велие и вен со усердием без измены ратовахуся со враги».

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия архимандриту Иосафу и пономарю Иринарху с предупреждениями об опасности и обещаниями помощи.

9 сентября воевода Петр Сапега и Александр Лисовский прислали в монастырь две грамоты воеводам и архимандриту Иосафу с требованием сдачи и обещанием награды в случае покорности и угрозы лютой смерти всем сопротивляющимся. Но слова польско-литовских военачальников «пали, как ветер на скалу Троицкую». Воеводы и архимандрит Иосаф послали врагам суровый и решительный отказ. Жестокая борьба началась. 30 сентября враги повели на монастырь приступ со всех четырех сторон. Вражеская артиллерия осыпала монастырь ядрами. Но преподобный хранил обитель свою. Ядра падали в пустые места или в пруд и сравнительно мало вреда причиняли осажденным. После длительного и жестокого боя враг отступил с большими потерями. Враги решили перейти к правильной осаде крепости и, установив орудия, укрепив их рвами и окопами, начали обстрел монастыря из 63 орудий. Немало приступов было сделано врагами, и неизменно преподобный в видениях предупреждал о каждой опасности.

Так, накануне одного сильного приступа пономарь Иринарх видел, как святой Сергий ходил по ограде и кропил ее святой водой.

Защитники, предупрежденные таким чудесным образом, окрылялись духом и неизменно отбивали все нападения, нанося существенный урон неприятелю. Отчаявшись взять монастырь приступом, враг стал вести подкоп под монастырь. Осажденным стало известно о подкопе под стены монастырские. Каждую минуту им грозила страшная гибель.

В эти тяжкие дни преподобный Сергий явился архимандриту Иосафу. После усердной молитвы Иосаф впал в дремоту, и вот видит он, что преподобный с воздетыми руками слезно молится. Окончив молитву, он обратился к Иосафу и сказал ему:«Встань, брат, бдите и молитеся, да не внидите в напасть». Следовавшая за этим вылазка дала первые сведения о подкопе. Вскоре после этого архимандрит Иосаф вновь имел видение.

Совершая у себя в келье правило, он задремал, и вот снова приходит к нему преподобный и говорит:

«Встань, не скорби, но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу Пресвятая Богородица...»

Последовавшая за этим видением вылазка 9 ноября оказалась чрезвычайно удачной для защитников: было обнаружено устье подкопа. Два крестьянина подмонастырского села Клементьева Никон Шилов и Слота взорвали подкоп, геройски пожертвовав собою для спасения обители. Так дозором преподобного осажденным еще раз удалось избежать страшной гибели.

В эти грозные дни преподобный Сергий являлся не только бывшим в святой обители, но также и тушинским казакам, осаждавшим лавру. Один казак из неприятельского войска пришел в монастырь и рассказал о явлениях преподобного.

Многие из них видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, похожие по описанию на чудотворцев Сергия и Никона. Один из них кадил монастырь, другой кропил его святой водою. В одну ночь преподобный явился во сне многим врагам и предрек им гибель. Некоторые казаки, устрашенные этими явлениями, оставили лагерь врагов и ушли домой.

Между тем наступила зима и заставила врагов прекратить частые нападения. Но обрушилась новая беда. От тесноты, грязи, дурной пищи и загрязненной воды в монастыре развилась цинга. Небольшие силы защитников уменьшались с каждым днем, могущих носить оружие осталось не более тысячи. Но дивно хранима была обитель преподобного! Все же по мере поредения рядов защитников уныние начало овладевать слабейшими и стали даже раздаваться голоса, что лучше сдаться врагу добровольно, ибо нельзя уже послать в Москву за помощью, которая бы подоспела к весне, к возобновлению военных действий. И снова, по преданию, преподобный, чтобы поддержать мужество и ободрить малодушных, явился пономарю Иринарху и сказал ему:

«Скажи братии и всем ратным людям, зачем скорбеть о том, что невозможно послать весть в Москву? Сегодня, в третьем часу ночи, я послал от себя в Москву, в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам, трех моих учеников: Михея, Йарфоломея и Наума. Враги видели посланных, спросите — почему они не схватили их?»

Иринарх рассказал об этом видении. Все стали расспрашивать стражу — не видел ли кто посланных из монастыря? Выяснилось, что неприятельская стража действительно видела трех старцев и стала их преследовать, надеясь быстро настигнуть их, так как кони под старцами были очень плохи. Но преследовавшие обманулись: кони под старцами неслись, как будто крылатые. Враги не смогли нагнать их.

В это время в обители был один больной старец. Услыхав о чуде, он стал размышлять, на каких таких конях были посланные Сергием старцы и действительно ли все это было.

Тогда явился ему преподобный и сказал, что он послал старцев на трех слепых лошадях, которые вследствие недостатка корма были выпущены за монастырскую ограду. После чего он исцелил старца от болезни и вместе с тем от неверия. По преданию, в этот самый день в Москве видели едущего старца, за которым следовало двенадцать возов, наполненных печеным хлебом. Москва тогда тоже была осаждена врагами и терпела нужду в хлебе. Старец с возами и спутниками направлялся к Богоявленскому монастырю, где тогда было лаврское подворье. Видевшие это дивились и недоумевали: «Кто этот старец и его спутники и как прошли они сквозь неприятельское войско?» Старец же приветливо отвечал: «Все из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Когда же его спросили, что происходит в обители преподобного Сергия, старец, отвечал: «Не предаст Господь имени своего в поношение, только сами вы, братие, не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию».

Между тем по Москве стал распространяться слух о прибывших из обители Сергия. Сам царь Василий спрашивал, почему к нему не привели их. Множество народа стало стекаться к Богоявленскому монастырю, но там никто не видел прибывших. Когда же в этом монастыре оказалось вдруг большое изобилие хлеба, тогда поняли, что то было явление преподобного Сергия.

Так в народном сознании преломлялась духовная помощь преподобного. А к весне 1609 года царь Василий мог послать в Троицкую обитель небольшой отряд казаков под началом атамана Остакова, к которому келарь Авраамий присоединил 20 человек монастырских слуг из Богоявленского монастыря. В мае возобновились военные действия под Троицким монастырем. Враги снова произвели на стены монастырские приступ, который был отбит с большим уроном. В июле приступы возобновились и снова были отбиты, несмотря на то что в последнем нападении принимал участие пришедший с новыми силами пан Зборовский, похвалявшийся одним ударом взять «лукошко», как он называл Троицкую крепость...

А в это время к монастырю наконец приближался избавитель, князь Скопин-Шуйский, шедший с сильным войском на освобождение Москвы от тушинцев. Заступничество преподобного Сергия спасло его обитель от разорения. Разбитые несколько раз после 16-месячной осады враги в страхе перед наступившим на них войском князя Скопина-Шуйского отступили от стен Троицкой лавры. Доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой обители Земле Русской в тяжкие годы Смутного времени.

Во время осады, когда и сама Москва была стеснена тушинцами и в ней начался сильный недостаток съестных припасов и дороговизна на них, находившийся в Москве келарь Авраамий Палицын выпускал на рынок по дешевой цене из монастырских житниц сотни четвертей ржи и тем заставлял хлеботорговцев понижать цену на хлеб. А в тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический момент во внутренней истории Московского государства, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему национальному быту, когда в отчаянии за будущую судьбу своей родины люди терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен Троицкой обители раздался набатный звон по всей Руси. Доблестный троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское государство. Эти пламенные грамоты и те необычайные видения, всегда связанные с обликом преподобного Сергия, начавшиеся проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в народе подъем религиозного чувства, величайшего напряжения, при котором чудо освобождения и очищения Московского государства сделалось возможным.

Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении преподобного. В сонном виденииявился ему великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать Московское государство от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда преподобный в третий раз явился ему и сказал: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не бойся того, что старите не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец». Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело. Так рассказывается знаменательный момент русской истории.

После окончательного очищения Московского государства от врагов раннею весною 1613 года новоизбранный царь Михаил Федорович, направляясь из Костромы в Москву, прибыл в обитель Троицкую, где и остался на неделю, укрепляясь молитвою у гроба преподобного Сергия на подвиг великого царского служения. Славная же обитель Троицкая, столь много претерпевшая в Смутное время и сослужившая такую великую службу Русской Земле, стала быстро оправляться от причиненных ей потерь и разорений, как и прежде привлекая к себе несчетное множество богомольцев и посетителей. Цари московские совершали богомольные походы к Троице. Восточные патриархи, приезжавшие на Русь, также посещали знаменитую обитель и поклонялись ее Святыне. Народ русский — от сильных мира сего до последнего нищего — на протяжении столетий непрерывной вереницей шел на поклонение ко гробу чудотворца Сергия, и чистые сердца находили ответ на моления свои и получали радость духовную и исцеление немощам своим.

В самом конце XVII века Сергиева обитель еще раз спасла Россию от новой великой смуты, сохранив жизнь будущего преобразователя России — Петра Великого. В сентябре 1682 года цари Иоанн и Петр и сестра их София, спасаясь от мятежного князя Хованского и его стрельцов, укрылись в Троицком монастыре. Тем временем были посланы воззвания во многие города к ратным людям с призывом идти под Москву на защиту царской семьи. В Троицком монастыре собрались тысячи верных воинов. Князь Хованский был схвачен и казнен, после чего мятежники изъявили покорность. Через семь лет, в ночь на 8 августа 1689 года, царь Петр Алексеевич, спасаясь на этот раз от злоумышления на его жизнь со стороны царевны Софии и стрельцов, прискакал из подмосковного села Преображенского в Троицкую обитель искать помощи и защиты. Два месяца пробыл царь Петр в стенах Троицкой обители. Снова собирались войска, верные царю, и мятежники снова должны были покориться, и порядок государственный был восстановлен. Троицкая обитель, постоянно являвшаяся оплотом против врагов государства, также нередко предоставляла свою казну в распоряжение государево. Так, наибольшие суммы были отпущены троицкой казной во время царствования Петра на корабельное строение, на ратных людей и другие государственные нужды. «Церковное богатство — нищих богатство», — говорилось в старину, и богатствами Троицкой обители в течение многих веков пользовались, как мы видим, русские люди — от царя до последнего нищего... Великое почитание святыни Троицкой продолжалось и при следующих императорах и императрицах, все они приходили на поклонение ко гробу святого Сергия.

Множество чудес и исцелений совершалось там, где в сердце нерушимо пребывала живая связь с великим Молитвенником и Печальником Земли Русской. Одна из величайших святынь Троице-Сергиевой обители — икона Мления Богоматери преподобному Сергию — сопутствовала русским войскам во всех походах и подвигах, принося им ободрение и надежду на помощь и заступничество Небесных Сил. В 1552 году, отправляясь под Казань, царь Иван Васильевич посетил обитель святого Сергия, чтобы испросить его помощи. Под Казанью шатер царя был неотлучен от походной церкви во имя преподобного Сергия, и к нему была обращена молитва царя перед взятием Казани. А из обители Сергиевой в час решительной битвы прибыл с крестом и образом Мления Богоматери преподобному Сергию инок Адриан Ангелов. По взятии Казани царь повелел в Казани же и в Свияжске основать монастыри во имя преподобного Сергия и, возвращаясь из похода, вновь посетил Троицкую обитель, принося благодарность Заступнику Русской Земли. Троицкий келарь Симон Азарьин в предисловии к своему сказанию о новоявленных чудесах святого Сергия писал: «Но свыше целебных даров от Бога благодать дана ему всю Российскую Землю заступати от находящих врагов христианских... яко Богом данный помощник всему государству. И всюду и везде царем и великим князем обреташиеся помощник во бранех, яко же на Дону великому князю Дмитрию на безбожного царя Мамая благословение дав, и во время бою посланными своими крепко вооружив... Тако же под Казанью и под Свияжским градом, царю и великому князю Ивану на безбожных татар чудесы своими помощь дарова... и где ни быша во бранех цари, государи и великие князи, преподобного Сергия имя во устех присно поминаху, и церковь полотняную во имя его на путех близ шатров своих поставляху... тако ж и под Москвою в обозе против Крымского царя... И везде, во всяком пути и во всяких напастех, имя его призываху, и егда в любовь прихождаху, именем его утверждагощеся..»

Еще при жизни преподобного, как рассказывает его жизнеописатель, великое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями: государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди — в печальные и радостные минуты своего существования. И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов Земли Русской, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке. Знали люди русские, что там, где ведут их Заветы и Знамя преподобного, там и события отмечены будут победою, — так оно и было.

Троице-Сергиева лавра может исчезнуть, и при самом преподобном Сергии она была уже уничтожена, но память о преподобном не умрет никогда, так как «велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа». История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником. Именно потому все силы тьмы так ополчились против этого великого имени. Память о Сергии Радонежском живет, так как жив его Дух, а в веках еще больше упрочится, так как сознание людей будет очищено от наслоившихся нагромождений невежества.

В будущем хочется видеть Россию обновленной. В душах русских людей должны взойти семена, посеянные великими Подвижниками. Дружно поднимутся всходы духовности, единения, созидания и любви, которые уже не удастся ни вырвать, ни затоптать. Выжить, обрести себя нам может помочь Вера, осознание своей неповторимости и ответственности за все происходящее. Такую ответственность и тяжесть человеческих грехов несли на себе такие Подвижники Веры на Земле Русской, как Сергий Радонежский.

Люди Земли Русской! Обратимся же снова к Его светлым и суровым Заветам, сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к новому подвигу, к новому строительству Страны Светлой!

Предыдущая страница
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

ПОСМЕРТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Известны посмертные пророчества преподобного Сергия. Неоднократно являлся он кому-либо из братии. Видели его стоящим за всенощным бдением на своем месте, видели благословляющим братию. Так, инок Игнатий увидел его на его обычном месте в церкви поющим с братией.

После кончины игумена Никона преподобный Сергий явился с ним к тяжелобольному московскому купцу Симеону и исцелил его. Однажды на праздник Святой Троицы преподобный Сергий явился в толпе слепому, подвел его к своей раке и дал ему коснуться ее — слепой прозрел и в благодарность остался в монастыре навсегда.

Святитель Илларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, бьл исцелен Сергием Радонежским. Не сразу Илларион, в миру Иоанн, выбрал иноческий путь. Смерть жены послужила ему указанием посвятить себя Господу. После посещения Флорищевой пустыни, недалеко от Гороховца, Иоанн дает обет поселиться в ней. Родные были против и уговаривали его на вторичный брак. Но как только он помыслил согласиться с их просьбами, его постигла слепота. В удрученном состоянии Иоанн отправился в Троице-Сергиеву лавру, где со слезами молился у мощей преподобного Сергия о своем населении. В видении ему явился преподобный и приказал идти во Флорищеву пустынь. К Иоанну вернулось зрение, он принял постриг с наречением имени Иларион в декабре 1653 года.
Предсказания и советы Святых старцев

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU