луне или днями вели летоисчисление, потом же узнали двенадцать месяцев т. е. солнечный календарь и начали люди давать дань царям». Иначе говоря, в мифологическую эру Дажьбога возник двенадцатимесячный солнечный календарь и основы государства.
По-видимому, Дажьбог был весьма почитаем в среде славян, ибо, судя по данным этнографии, упоминания о нём сохранились до XIX в. В одной из свадебных песен, записанной на Винничине, рассказывается о встрече свадебного князя с Дажьбогом:
Межи трьома дорогами, рано-рано,
Межи трьома дорогами, ранесенько,
Там здибався князь з Дажбогом, рано-рано,
Там здибався князь з Дажбогом, ранесенько.
– Ой ти, Боже, ти, Дажбоже, рано-рано,
Зверни ж мені доріженьки, ранесенько.
Бо ти Богом рік од року, рано-рано,
Бо ти Богом рік од року, ранесенько,
А я князем раз на віку, рано-рано.
А я князем раз на віку, ранесенько.
Раз на віку в неділеньку, рано-рано,
Раз на віку в неділеньку, ранесенько .
В народной среде наибольшим почитанием пользовались Велес и Дажьбог. По некоторым аналогиям мы можем предполагать семантическое соответствие между древнеиндийской парой Митра-Варуна и славянскими Дажьбогом и Велесом. Данная связь подтверждается тем, что Дажьбог, пребывая на небе, послал людям т.н. «Голубиную книгу», дающую знание о происхождении и устройстве мира и общества. При этом устройстве не простом, а справедливом. По верному утверждению Д.М.Дудко «именно Бог солнца (Митра, Бальдр, Дажьбог и т.д.) считался у всех индоевропейцев защитником справедливости в этом мире».
Возникновение мифов о Дажьбоге следует относить, по-видимому, ещё к периоду раннего железного века. Описывая скифов-пахарей (сколотов), в которых Б.А.Рыбаков усматривал праславян, Геродот сообщает следующее: «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена … Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему». И далее: «от Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами» . Колаксай делит Скифию между своими сыновьями на отдельные царства. В наибольшем из них хранятся эти золотые реликвии: ярмо, секира, чаша и плуг.
Таргитая и секиру мы вполне можем соотнести с воинским сословием скифов, Липоксая и чашу – со жречеством, Арпоксая и ярмо – со скотоводами, а плуг – с земледельцами. Сколотские Таргитай и Липоксай – это славянские Сварог и Дажьбог.
У славян данный миф сохранился в сказке «Три царства». Герой её, младший из трёх братьев, носящий солярное имя (Иван Зорькин, Зоревик, Световик и т. п.) и рождённый на рассвете, вместе с солнцем, добывает в верхнем или нижнем мире три яйца, заключающие в себе три царства – медное, серебряное и золотое, а также трёх царевен этих царств. Он женится на царевне золотого царства, а его братья – на двух остальных.
В русском народном календаре Даждбогу посвящено множество праздников, вот самые основные из них:
-12-14 февраля - спасение Дажбога и Велеса;
-16 февраля - Велес и Дажбог;
-17 февраля - Отдание праздника Велеса и Дажбога;
-18 марта считался Днём Дажбога;
-6 мая также отмечается "День Дажбога" ("Дажбог Вешний" или "Овсень Большой"). Встреча весны.
Дажбога также именовали Спасом, то есть спасителем Земли Русской и её защитником. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Дажбога - Сварожича.
-22 сентября отмечается "Овсень Малый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча Дажбога и Марены.
-9 декабря - Дажбога вместе с Ярилой чтут и на "Юрия Зимнего" ("Юрия Холодного"). В исконно народной традиции это день Дажбога и Марены.
По некоторым предположениям: Дажбог - сын (ипостась) Бога Солнца (Ра). Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября.