этой уникальной библиотеки, состоявшей из одной фундаментальной гигантской книги, проверить эти сведения невозможно.

Как сообщается в «Денкарте», к Заратустре в этот период его жизни приходили советоваться не только по духовным вопросам. Он слыл величайшим знатоком в вопросах медицины, движения небесных светил и планет, лучших способах ведения хозяйства, географии.

До нас дошли и подробности личной жизни Заратустры. Авеста рассказывает, что еще в юности, до ухода из отчего дома, он, слушая наставления своего отца, собирался жениться. Родители тогда подыскивали ему невесту, но он отвергал девушек одну за другой, так как они отворачивали от него лицо, а он желал поглядеть в глаза своей нареченной. И брак тогда не состоялся — юноша отправился в странствия.

Позже, обзаведясь семьей, он исполнял завет не только Порушаспы, но и самого Ахура Мазды, данный ему во время Откровения. Грешен и несчастен маздаясниец, не оставивший после себя потомства. Дети — это даже лучше, чем личное бессмертие. Дети — это и есть бессмертие, пока стоит этот мир и не свершился последний Суд.

Заратустра был женат дважды: один раз на вдове, другой — на девственнице.

Женщина, потерявшая мужа и вторично выходящая замуж, называлась «служащей» женой. Она родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом, а второй — отважным воином.

Целомудренная девушка, впервые вступающая в брак, причем непременно с согласия родителей, называлась женой «правящей». И от этой молодой женщины у Заратустры было четверо детей. Первый из них, сын Исад-вастра, стал впоследствии верховным жрецом зороастрийский религии. У него было три сестры: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

Но лишь одна из жен, та, что была девственницей, останется после воскрешения с Заратустрой. Вдова после смерти станет принадлежать своему первому мужу. Так что Урва-тат-нара на небесах обретет другого отца.

Казалось бы, все складывалось теперь в жизни пророка благополучно. Даже кровавая война с кочевниками, которой так опасался Виштаспа, и которая все-таки грянула через восемнадцать лет после обращения царя, напрямую никак не отразились на жизни и судьбе Заратустры.

Но жил на свете человек, который всю свою долгую и нечестивую жизнь вынашивал планы уничтожения пророка. Его звали Брат-реш Тур.

Давным-давно, ровно семьдесят лет назад, он со злым умыслом посетил дом Порушаспы вместе со своим сообщником колдуном Дурасробом, бесславно скончавшимся. Тогда он не смог убить безвестного младенца, теперь он, сам дряхлый старик, мечтал убить прославленного старика.

Приехав в Дрангиану, Брат-реш Тур тайно пробрался в дом Заратустры. Он застал пророка молящимся. Трусливый Брат-реш Тур не осмелился поглядеть своей жертве в лицо. Он занес остро наточенный меч и вонзил его Заратустре в спину. И сам тут же испустил дух.

По преданию, великий пророк прожил семьдесят семь лет и сорок дней.

О своей насильственной кончине провидец знал заранее. И, быть может, последние сорок дней к ней готовился — в затворничестве возносил молитвы Богу. Не исключено, что эти предсмертные молитвы в более поздних религиозных традициях превратились в те самые посмертные сорок дней, когда душа покойника еще с нами.

Но и когда Заратустра перешел широкий мост Чинват, и, миновав вершину Хара Березайти, ступил в Дом Хвалы, фраваши его, наверное, слышала голоса, доносящиеся с земли. Все новые и новые приверженцы его Учения, обращаясь в маздаяснизм, произносили слова священной клятвы — зороастрийского «Символа веры»:

«Считаю себя молящимся Мазде, заратуштровским, противодэвовским, учащим Ахуре, славящим Бессмертных Святых, молящимся Бессмертным Святым.

Ахура Мазде Благому, благостному, все благо признаю праведному, лучезарному, благодатному...

Отрекаюсь от единения со злыми, злобными, зловредными, пагубными дэвами, самыми лживыми, самыми тлетворными, самыми злополучными из всех существ, от дэвов и дэвовских, от чародеев и чародейных и от всех, кто насилует живущих, мыслями, словами, делами и обличьем отрекаюсь от единения со лживым, сокрушающим...

Молящимся Мазде, заратуштровским, считаю себя прославлением и исповеданием. Славлюсь благомыслием мысли. Славлюсь благословием слова. Славлюсь благодеянием дела».

Можно считать почти точно установленным, что Заратустра погиб именно в Дрангиане. И все-таки место его смерти, как и место рождения, оспаривается. Высказывались мнения, что могила его находится в Аркаиме. Некоторые ученые высказывались в пользу Атропатены (Южный Азербайджан), которая действительно была когда-то одним из крупных центров зороастризма. Азербайджанцы, несмотря на тотальное распространение ислама, тем не менее до сих пор почитают как национальную гордость, находящуюся на их территории Долину Огней, связывая ее с пребыванием там самого Заратустры.

Однако эти споры могут показаться весьма бессмысленными — ведь у пророка Благого Бога Ахура Мазды в принципе не могло быть могилы. Это связано со специфическим погребальным обрядом зороастрийцев. Они оставляли трупы в пустыне на съедение диким животным и птицам. А если же к телам умерших никто не прикасался, то они считались несчастными. Авестийцы считали, что в момент смерти священный огонь Атар, вместе с фравашами, покидает тело, и с этого момента оно становится добычей злостного дэва тления и разложения Асто Видоту, опасного для всего живого. Поэтому прикасаться к мертвецу обычный человек не должен ни при каких обстоятельствах. Оплакивать же умершего близкого человека можно не более трех дней, да и то заочно. В зороастрийском обществе имелась единственная замкнутая каста — насукаши («имеющие дело с трупом»). Лишь принадлежащим к ней разрешалось заниматься погребальными обрядами.

По дороге, по которой несли тело усопшего, нельзя было проходить ни людям, ни скоту, там запрещалось разжигать огонь до тех пор, пока трижды не проведут по ней белую собаку, желтоухую и четырехглазую.

И лишь после этого жрец допускался к телу, чтобы пропеть победоносную «Ахуна Вайрью»...

Вот почему нет и не может быть могилы у Заратустры. Мы не можем возложить ему, по нашему обычаю, цветы, но можем поклоняться его бессмертному духу.

Предыдущая страница
Заратустра

Последние годы жизни и смерть пророка
   Главная  | О сайте  | Обратная связь |                            Предсказания и пророчества
Заратустре было сорок два года, когда пришел конец его страданиям. Он стал главным царским советником, ему воздавали почести, его награждали и любили.

Но для него было главным совсем другое: его учение об Ахура Мазде, его светлая маздаяснийская вера превращалась в государственную религию Дрангианы. Эта древнеиранская область расположена в бассейне озера Хамун и низовьях реки Гильменд, на пограничных территориях современных Ирана и Афганистана. То есть можно считать установленным, что официальный зороастризм начал распространяться именно оттуда. Для пророка это страна была чужбиной. Он пришел сюда издалека и здесь наконец достиг благополучия и обрел покой.

Виштаспа собрал целый штат самых искусных писцов и повелел записывать все слова Заратустры золотом на воловьих шкурах, а законченные рукописи помещать в сокровищницу как самое дорогое, что он имел.

Всего таких шкур, по преданию, было двенадцать тысяч — по аналогии с зороастрийским летоисчислением. Это и было первой, полной записью Авесты.

Легенда гласит также, что великий пророк и поэт сочинил два миллиона стихотворений.

К несчастью, из-за варварского уничтожения Александром Македонским 
Заратустра смерть

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU