Закон Божий. Сотворение земли - видимого мира
Закон Божий протоиерея Серафима Слободского
       После сотворения неба - невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них.
 
       Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы "днями".
 
       Но эти "дни" творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три "дня" творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом "иом". Но точно знать, какие это были "дни" мы не можем, тем более что нам известно: "У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8; Псал. 89, 5).
 
       Святые отцы Церкви считают седьмой "день" мира продолжающимся и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет вечный восьмой день, т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, св. Иоанн Дамаскин (VIII век): "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание - смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее воскресение людей. А осьмый век - будущий".
 
       Св. Василий Великий еще в IV веке писал в своей книге "Беседы на Шестоднев": "Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие".
 
       Итак, сначала, созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.









Сотворение земли - видимого мира
       ПРИМЕЧАНИЕ. -

       Св. Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1).

       "В начале" по-еврейски "берешит" значит "сперва", или "в начале времени", т. к. до этого была только вечность.

       "Сотворил" здесь употреблено еврейское слово "бара", означающее сделал из ничего - сотворил; в отличие от другого еврейского слова "асса", означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Слово "бара" (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира: 1) в начале - первый творческий акт, 2) при сотворении "души живой" - первых животных и 3) при сотворении человека.

       О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится, т. к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о тверди небесной, названной Богом "небом", как напоминание о высшем духовном небе.

       "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2).
 
       Под "землею" здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть "дней" устроил или образовал потом видимый мир - вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною, как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и водою, как водообразное или парообразное вещество.
 
       Тьма была над бездною, т. е. вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.
 
       И Дух Божий носился над водою: - здесь начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения: носился (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.
 
       В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово "Бог" в этом месте поставлено во множественном числе - "Эло-гим", т. е. Боги (ед. число Элоах или Эл - Бог), а слово "сотворил" - "бара" поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: "в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю".
 
       Об этом так же ясно сказано в псалмах: "Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его - все воинство их" (Пс. 32, 6). Здесь под "Словом" разумеется Бог Сын, под "Господа" - Бог Отец и под "Духом усть Его" - Бог Дух Святый.
 
       Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется "Словом": "В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1, 1-3).

       Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира: " - все Им (Сыном Божиим) и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Колос. 1, 16-20).
 
       И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был первый "день" мира.

Оглавление:

Предисловие

Часть первая. Предварительные понятия

Часть вторая. Молитвы.

Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета
Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета

Ветхий Завет
Сотворение неба - невидимого мира
Сотворение земли - видимого мира
Беседа о первом дне творения
Беседа о втором дне творения
Беседа о третьем дне творения
Беседа о четвертом дне творения
Беседа о пятом дне творения
Беседа о шестом дне творения
Как Бог сотворил первых людей
Жизнь первых людей в раю
Беседа о человеке
Грехопадение
Последствия грехопадения и обетование Спасителя
Беседа о грехопадении
Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей
Об образе и подобии Божием в человеке
Каин и Авель
Потоп
Беседа о потопе
Жизнь Ноя и его детей после потопа
Столпотворение вавилонское и рассеяние людей
Появление идолопоклонства
Авраам
Явление Бога Аврааму в виде трех странников
Гибель Содома и Гоморры
Принесение Исаака в жертву
Женитьба Исаака
Исав и Иаков
Видение Иаковом таинственной лестницы
Иосиф
Иосиф в Египте
Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет
Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев
История многострадального Иова
Египетское рабство
Моисей
Пасха и исход евреев из Египта
Переход евреев через Чермное море и другие чудеса
Синайское законодательство.
Скиния
Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий
Вступление евреев в землю обетованную
Беседа о чуде Иисуса Навина
Судии
Гедеон
Самсон
Самуил
История Руфи
Саул, первый царь еврейский
Победа Давидом над Голиафом
Царь Давид
Царь Соломон
Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское
Пророки
Пророк Илья
Пророк Елисей
Пророк Иона
Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом
Падение Израильского царства
Иудейское царство
Пророк Исаия
Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия
Вавилонский плен
Пророк Иезекииль
Пророк Даниил
Друзья пророка Даниила - Анания, Азария и Мисаил - в печи вавилонской
Падение вавилонского царства
Мидийско-Персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином
Возвращение Иудеев из плена вавилонского и построение второго храма
Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания на греческий язык
Мученики за веру Маккавеи
Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя
Палестина

Новый Завет

Часть четвертая. О вере и жизни христианской.

1. О вере христианской.
2. О жизни христианской

Часть пятая. О Богослужении Православной Церкви

Послесловие

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU