В хроматической гамме, лучше всего видной на клавиатуре фортепьяно, дополнительные пять клавиш к восьми белым образуют C-dur (до мажорную) гамму, в итоге состоящую из 13 нот (рис. 12-12). Другими словами, когда пентатонная гамма из пяти черных клавиш (С# D# F# G# A#) добавляется к C-dur гамме (белые клавиши С D Е F G А В С), получается хроматическая гамма. Все остальные музыкальные гаммы похожи, но они будут использовать диезы или бемоли. Начиная с до (или С, так как на клавиатуре C-dur гамму видеть легче всего), у нас есть следующая хроматическая шкала: С С# D D# Е F F# G G# A A# В С.
Полушаги находятся между Е и F, а также между В и С (выделено). Заметьте, что между этими парами нет диезов (черных клавиш). Особая пустота между четвертой и пятой нотами октавы находится между F и G, где начинается второй тетрахорд (стрелка-молния на правой стороне рис. 12-12). В хроматической гамме все по-другому, поскольку поток базируется на ином видении звездного тетраэдра. Сначала мы посмотрим на то, как расположена хроматическая гамма, а потом уже поговорим о потоке.
Хроматическая гамма содержит 12 нот, тринадцатая нота – это возврат или первая нота следующей гаммы. Каждая октава состоит из семи нот, восьмая – возврат. Следовательно, восьмая чакра октавы и тринадцатая чакра хроматической гаммы – это одна и та же нота, и обе они играют одну и ту же роль.
Совмещение этих двух гармонических систем в чакровой системе дает хроматическую систему из 13 чакр, которая более совершенна, чем 8-чакровая система. Использование расширенной хроматической системы чакр дает ответы на многие вопросы. Например, только с помощью этой системы, можно установить местоположение чакр на поверхности тела с расстоянием между ними в 7,23 см.
Итак, использование 13-чакровой системы предоставляет нам такие возможности, которых не дает 8-чакровая система, и наоборот. По этой причине иногда мы будем использовать систему из 8 чакр, а иногда из 13 чакр. Мы всегда будем оговаривать, какую систему используем.
Существует много других систем гармоник и гамм, все они разными способами используются природой для приведения в гармонию отношений вокруг нас. Я бы сказал, однако, что все гармонические системы в музыке происходят из единственной сакральной геометрической формы, но для той работы, которую мы делаем, нет необходимости знать об этом сейчас. Эта единственная сакральная геометрическая форма связана с тетраэдром, но она достаточно сложна, чтобы говорить о ней здесь.
Одна из тех систем, о которых мы говорили, это уровни измерения творения (глава 2). Если вы перечитаете сейчас этот раздел, то лучше поймете смысл всего сказанного в нем.