Аметист стали считать камнем трезвенников, камнем воздержания. И естественно, что церковь, требовавшая (по крайней мере, формально) от своих пастырей строгого воздержания, утвердила его своим ритуальным камнем. Даже ризы священников, надеваемые в дни служений, посвященных мученикам веры, -лилового цвета, т.к. этот цвет официально признается цветом Иисуса Христа.
Аметист непременно присутствует на многих церковных предметах. Им украшают панагии, наперсные кресты, оклады икон, Евангелий, церковные чаши для причастия, епископские митры. Известные реликвии, в оформлении которых использован аметист, - крест архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля; икона Успения Божьей Матери из иконостаса главного алтаря Успенского собора Киево-Печерской лавры; икона Богородицы-троеручицы из Нижнего Тагила; малахитовый крест с аметистовыми вставками; корона русской царицы Ирины Годуновой, украшенная по кругу очень крупными густоцветными аметистами; аметистовые четки английской королевы Шарлотты.
Крупные, великолепно подобранные аметисты сияют на иконе Божьей Матери (XVIII век) в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Один из самых крупных аметистов мира украшает английскую корону. Высокопоставленные пастыри и князья церкви любят украшать фиолетовым самоцветом свои митры, камилавки, клобуки, не говоря уже о почти обязательном ношении аметистовых перстней.
Аметист считается официальным, каноническим камнем церкви. Его даже называли епископским, пастырским, апостольским камнем, - камнем, посвященным евангелисту Матфею.
В христианской символике этот камень означает скромность и смирение. Существует поверье, что носить аметист достойны лишь люди с высокой степенью духовности; перстни, принадлежавшие такому человеку, сохраняют силу духа их владельца, когда его уже нет в живых. Но вот тихое мерцание аметистового перстня Ришелье еще долго будет напоминать о себе на страницах известных романов Александра Дюма, Анатоля Франса, Мориса Дрюона.
До нашего времени католическая церковь сохранила обычай - епископы при рукоположении получают из рук папы перстень с аметистовой вставкой. Сам папа как знак высшего церковного достоинства носит перстень рыбака. Это кольцо с резным изображением апостола Петра в виде рыбака как некий символ «улавливателя» душ.
Аметист с изображением маленького Купидона носил в кольце св. Валентин.
Розенкрейцеры, стремившиеся объединить языческие и христианские образы, увидели в аметисте, его оттенке еще и символ божественного самопожертвования, так как камень и его цвет считались символами любви, страсти, страдания и надежды. Любовь Христа привела его к высшему самопожертвованию и страданию на Кресте, но за Распятием последовало Воскресение и надежда человечества на всеобщее счастье на небесах.
В качестве талисмана аметист придает благоразумие, бодрость, храбрость, укрепляет социальное положение, приносит славу в искусствах, способствует медитации.
Аметист часто дарили возлюбленным «на верность в любви», полагая, что он наделяет добрым разумом.
На Руси аметист почитали камнем воздержания, приносящим покой и блага. Вдовы и вдовцы, которые не собирались снова вступить в брак, носили аметист в знак вечной любви к ушедшим из жизни супругам. В связи с этим камень считается символом верной и преданной любви и носит также название «вдовий камень».