В Европу бирюза попала из Персии и Турции, отсюда ее название turquoise (англ.), turkis (нем.) - привезенная из Турции. Первым европейцем, описавшим бирюзу, был Марко Поло.
Бирюза известна и под другими названиями - калаит (наиболее распространенный синоним), агафит, лазоревый шпат, «арабский камень».
Это камень счастья. Бирюза бывает молодая (белесая), зрелая (голубая) и старая (зеленая).
На Востоке бирюза использовалась как «лошадиный амулет». Вера в ее способность защищать от падения основывается на том, что камень укрепляет силы и выносливость лошади. Поэтому часто прикрепляли бирюзу как амулет к уздечке или на лоб лошади.
Ранние упоминания о способности бирюзы защищать от падения присутствуют и в «Steinuch» Волмара, относящемся к XIII веку:
«Тот, кто владеет бирюзой, оправленной в золото, не повредит ног при падении, где бы он ни шел, ни ехал, пока камень находится с ним».
Главное свойство бирюзы - примирять все враждебное, прекращать ссоры, устанавливать мир в семье, отводить гнев сильных мира сего. Усиливает интуицию, зовет к независимости. Придает честолюбие, храбрость, проницательность и постоянство. Притягивает положительные влияния, энергии, эмоции.
В ювелирных изделиях бирюза обычно применяется в виде кабошонов, часто неправильной формы, хорошо сочетается с другими ювелирными камнями, а также с серебром и золотом. В древности бирюзу не оправляли в золото, так как считалось, что она при этом теряет свою красоту. В изделиях с Востока встречаются гравировка бирюзы и инкрустация ее серебром и золотом. Известна бирюза, на которой выгравирована легенда о Магомете. Персы считали, что обработанная в виде кабошона бирюза, или, по их словам, имеющая форму женской груди, - помощник во всех любовных делах. Носящий бирюзу будет долго жить в благоденствии и никогда не увидит дурных снов. Она гарантирует симпатию и приязнь, примиряет поссорившихся супругов.
Академик А. Е. Ферсман справедливо указывал: «Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем персидская бирюза».
Преклонение древних перед бирюзой приписывало голубому камню способность ощущать самочувствие владельца и реагировать на него. Вот что говорил мнительный и суеверный царь Иван Грозный английскому послу Горсею:
«Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту бирюзу возьмите их, они сохраняют природную яркость своего цвета! Положите их теперь ко мне на руку; я заражен болезнью, смотрите, как они тускнеют; это - предвещание моей смерти».
Этому мрачному ощущению можно дать объяснение. Тело больного царя было обильно умащено различными снадобьями, ароматическими и жирными мазями. В удушливой атмосфере сводчатых царских палат бирюза впитала в себя эти вещества.
Упоминание о больной бирюзе часто встречается в различных литературных и минералогических источниках. В Книге истории Аракела Таврижеци сказано: «Этот камень портится от мускуса, сырости, огня и камфоры. Если же берегут его от этих вещей, то цвет его не бледнеет».
Опыт древних нашел свое выражение в живописных рекомендациях аль-Бируни: «Бирюза, подобно тому, как она умирает от масла (растительного), оживает от жира (животного); лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы». Еще один экзотический способ оживить камень - натереть его сырым мясом или затолкать в зоб индюку. Существуют и другие способы: для сохранения цвета бирюзы ее кладут время от времени в горячую мыльную воду или дают проглотить гусю; также ее мочат несколько дней в воде или зарывают на один месяц в сырую землю.
В экологически загрязненной местности и перед грозящей опасностью бирюза стареет на глазах от белесого к голубому и от синего к зеленому.