дымчатый кварц может превратиться в желтый или бесцветный.
Месторождения агатов иногда дают камни с невыразительной серой окраской. Рисунок в них почти различим или не виден. Окрашивание придает им привлекательный облик, выявляя красоту их строения.
Наиболее простым методом является окрашивание и пропитывание халцедонов обычными химическими красителями, но цвета при этом получаются неестественными, «химическими» и «ядовитыми». Поэтому для камней высокого класса часто используют более «тонкие» методы.
Красная окраска, превращающая невзрачный агат в карнеол или сердолик, достигается оксидом железа. Агат помещают в раствор азотнокислого железа и затем «обжигают» (то есть сильно нагревают). Варьируя технологию процесса, удается добиваться различных тонов красного цвета. Желтые слои становятся красными за счет одного лишь прокаливания.
Желтая окраска получается с помощью оксида железа. Пропитка агатов соляной кислотой с последующим легким нагреванием приводит к появлению лимонно-желтого цвета.
Черная окраска, имитирующая оникс, получается с помощью углерода. Агаты выдерживают в концентрированном сахарном растворе, а затем обрабатывают нагретой серной кислотой. Это приводит к появлению у агатов глубокого черного цвета. В последнее время для черной окраски ониксов применяется также нитрат кобальта.
Коричневая окраска, имитирующая сардер. Варьируя приемы, используемые для черной окраски агатов, можно добиться получения коричневой окраски.
Синяя и голубая окраска достигается применением двухвалентного железа. Агаты сначала помещают в насыщенный раствор желтой кровяной соли (ферроцианида калия), а затем кипятят в железном купоросе. Очень редкие формы облагораживания.
Хризопраз. Для получения яблочно-зеленой окраски, имитирующей хризопраз, халцедоны пропитывают раствором солей хрома, а затем подвергают сильному нагреванию до появления зеленой окраски. К такому же эффекту приводит и воздействие нитрата никеля с последующим обжигом. Окраска хризопраза может выцветать от воздействия солнечного света, однако она восстанавливается, если поместить камень во влажную среду.
Применяются и современные физические методы искусственного окрашивания агатов — путем облучения их потоками частиц высоких энергий с помощью атомных реакторов. Это совершенно недопустимо.
Именно отсюда возникла современная байка о якобы радиоактивности сердоликов и агатов, так как природные необлученные агаты и сердолики не имеют повышенной радиоактивности (если они не добыты в урановых рудниках). Это очень опасные, бесконтрольные и совершенно неприемлимые методы облагораживания сырья!
Жемчуг в черный цвет окрашивают слабым раствором AgNO3 (нитрат серебра) с последующим облучением солнечным светом и УФ-лучами и полировкой на кожаном круге, или перманганатом калия и др. Окрашивают, покрывая тонким слоем краски, жемчуг в розовый и любой другой цвет. Серую окраску можно получить, облучая его гамма-лучами.
Чтобы восстановить потерявший блеск жемчуг или перламутр, его нужно на очень короткое время окунуть в раствор уксуса и затем промыть водой. Так нельзя восстанавливать окрашенный жемчуг.
Кораллы окрашивают в красный и розовый цвет путем их проваривания или пропитки синтетическими красителями.
Голубые бериллы аквамарины могут быть получены в результате термической обработки (обжиге при 400°C) обычных некондиционных бледно-зеленых бериллов. Под воздействием ионизирующего облучения аквамарины могут приобретать глубокий сапфирово-синий цвет.
Голубые топазы после рентгеновского облучения приобретают более интенсивный голубой цвет. При нагревании до 300-400°C коричневые и желтые топазы приобретают розовый оттенок, а интенсивность желтой окраски усиливается в результате облучения желтых топазов. При инизирующем облучении и последующем обжиге бесцветные или бледно-желтые топазы становятся вишневыми или коричневыми и реже голубыми.
Значительное усиление окраски бледно-окрашенных турмалинов достигают при облучении — от блеклых розовых тонов до глубокого розового и желтого цвета; первично голубой турмалин может стать пурпурным, а бледно-зеленый — розовато-зеленым.
В последнее время стали широко применять облагораживание корундов, особенно сапфиров, для улучшения или изменения цвета, прозрачности и т.д. Облагороженные камни очень трудно идентифицировать.
Поверхностное окрашивание изумрудов, рубинов и сапфиров применяют народы, которые ценят ровный матовый цвет. Отмыв краситель в бытовых очистителях стекла и посуды, можно получить прекрасные сияющие алмазным блеском камни, но с неровной окраской и внутренними трещинками — зато натуральные и относительно недорого.
Множество ценных камней добывается маленького или очень большого размера, с некондиционным цветом, включениями, слабо прозрачные и трещиноватые. Чтобы резко повысить цену камней при мизерных затратах, применяют более изощренные методы их облагораживания.
Трещиноватые камни обрабатывают бесцветным маслом, воском или реже — смолой. После такой обработки трещины становятся едва видимыми. Но заполнитель трещин может и неорганическим, в этом случае используется стекло. Чтобы оно проникло в трещины, необходимо нагревание. Камни приобретают прозрачность.
Термообработка корунда при температурах более 1200°C в процессе заполнения трещин приводит к очистке камней от примесей, которыми являются «облака» тонких иголочек рутила (оксида титана).
Достижение устойчивого усиления цвета выполняется диффузионной обработкой. Вещества, дающие окраску, наносятся на поверхность уже полностью ограненных камней, и под действием температуры проникают через поверхность и трещины в камень. Используются титан (синий компонент цвета), хром (компонент от розового до красного) и бериллий (желтый компонент окраски камней). Процесс идет при высокой температуре автоклава — до 1800°C.
Изменение цвета камней. Если синий сапфир слишком светлый или молочный и белый (геуда), то нагревание в восстановительной атмосфере может создавать синий цвет камня. Включения рутила в сапфире растворяются при температуре 1800°С, и титан совместно с железом окрашивает камень в интенсивный синий цвет.
Приобретая густо-синие прозрачные сапфиры в очень дорогих ювелирных изделиях, многие даже не догадываются, что изначально это были геуды — очень светлые или почти белые сапфиры. Термообработка геуд, превращение их в синие сапфиры — единственно серьезный источник сапфиров на мировой рынок. К просто нагретым темно-синим сапфирам мировой рынок относится абсолютно спокойно (и это неправильно).
Термический процесс может создать эффект астеризма («звезды») в непрозрачном рубине и сапфире за счет формирования у поверхности камня «рутиловых игл».
Их формирование обычно происходит между 1300°C и 1400°C и завершается появлением 6-лучевых звезд на камнях, ограненных кабошонами. Камни приобретают идеальный и ровный интенсивный красный и густо-синий цвет с выраженными звездами — в природе таких практически не бывает.
В процессе термообработки корунды покрывают бурой, чтобы предотвратить растрескивание. После нагревания из-за коррозии на поверхности корунда формируется большая доля оксида алюминия, он оказывается избыточным после охлаждения и залечивает трещины в сапфирах и рубинах. Они становятся прозрачными.
Таким образом, очень высока вероятность покупки в дорогих ювелирных изделиях облагороженных рубинов и сапфиров.
Цвет алмазов имеет решающее значение для определения их ювелирной ценности. Различные виды физико-химического и физического воздействия, включающие радиационное облучение, термо- и баро-обработку, пропитка химическими веществами широко применяются при их облагораживании. Причем продавцы не всегда указывают, было ли использовано облагораживание исходного сырья.
Широко применяется опасный метод окрашивания на основе ионизирующего облучения. В результате воздействия различных видов облучения окраска алмазов меняется. Оттенки голубого цвета можно вызвать воздействием «быстрых» электронов и гамма-облучением. Цвет облученных алмазов объясняется «радиационным нарушением» кристаллической решетки.
Существует возможность изменения состава минералов под действием проникающих излучений — выжигание примесей, однородное легирование примесями на основе различных типов ядерных реакций. Эффект каналирования проявляется при облучении кристаллов быстрыми нейтронами, когда смещение атома осуществляется при воздействии высоких энергий. Это тоже достаточно опасный метод.