достигающая значительных размеров -до 30 м в высоту и 7-6 м в обхвате. Продукция в основном вывозится в Индию и Китай но поставляется также и на европейский рынок.
Хорошо известным копалом являются смолистые выделения (камедь) каури; смола каури - Agathis australis, который в огромных количествах экспортируется из Новой Зеландии. Смола обычно в виде стяжений находится на глубине 0,6-0,9 м в камедьсодержащей почве и на глубине 9-12 м в торфяных болотах, часто далеко от ныне растущих деревьев. Камедь каури плавится при 150°С. Внешне она похожа на бледный янтарь, но будучи по возрасту значительно моложе, она легче поддается воздействию растворителей, например становится очень клейкой, если поместить на нее каплю эфира, тогда как на янтарь эфир почти не действует. Конго-копал из Западной Африки - несколько более твердая смола, плавящаяся при более высокой температуре - 200°С.
Еще более твердая смола, чаще всего используемая как лак,— занзибарский, или восточно-африканский, копал, который называют зрелым, истинным, или ископаемым копалом. Сейчас практически полностью все эти разновидности добывают вдоль побережья материка в Танзании. Они залегают в земле на небольшой глубине - до 1-2 м, обычно в виде мелких галек, а иногда массивных кусков весом около 1,8 кг.
С исторической точки зрения самым важным источником копала был остров Занзибар, который в настоящее время является частью Танзании. Копал встречается в двух различных видах: молодой копал, называемый чакази (chakazi) или зандарусиза мит (sandarusiza mit), и зрелый, или ископаемый копал.
Копал иногда используют как декоративный материал вместо настоящего янтаря. Китайцы научились прекрасно имитировать янтарь в некоторых изделиях, выполненных из копала, шеллака и канифоли. Копал для этих целей использовался только прозрачный, золотистого цвета, часто содержащий включения насекомых.
Резные изделия и бусы из копала и ископаемого янтаря по-разному изменяются со временем, поэтому их не слишком сложно различать. Копал сохраняет летучие свойства, а эфирные масла при контакте с эфиром размягчаются. Если капнуть эфиром на поверхность копала, он размягчится, и при надавливании пальцем на размягченный участок останется отпечаток. Копал под воздействием эфира, а также если его сильно потереть, начинает источать сильный аромат, и подобный ароматический запах у ископаемой смолы должен сразу вызвать сомнение в ее принадлежности к настоящему янтарю. Вопреки распространенному мнению, при обработке янтаря помещение не наполняется острым запахом хвойных деревьев. Возникает характерный, гораздо более тонкий запах.
Волосяные трещины, образующиеся на поверхности копала, также отличаются от трещин на янтаре. При растрескивании на поверхности копала образуются мелкие, тонкие белые чешуйки, которые при высыхании материала осыпаются подобно перхоти. На янтаре же волосяные трещины обычно идут только в одном направлении в глубь материала и не образуют чешуек. Непрочная поверхность изделий из копала является серьезной проблемой, мешающей их сохранению. Китайские мастера свои изделия из копала обычно покрывали лаком, и, возможно, это лучший выход.
У старых бус из копала также проявляется растрескивание поверхности, в связи с чем они выглядят тусклыми и грязными. Любую прозрачную желтую смолу с пересушенной поверхностью такого типа следует немедленно проверить с помощью эфира. К сожалению, многие включения насекомых и растений в смоле из «старых викторианских» коллекций на поверку оказываются современными видами, включенными в копал.