клали на поясницу. Грелка облегчала боль. Нефрит хорош тем, что дольше чем песок, держит тепло. Некоторые исследователи утверждают, что его название связано с тем, что галька этого минерала по внешнему виду напоминает почку. Отсюда еще одно название - «почечный камень». Высоко ценится полупрозрачный нефрит белого цвета: он имеет собственное имя -жадеит.
Этот красивый матовый камень, отличающийся поразительной прочностью (в 2 раза прочнее стали)*, был избран для изготовления культовых предметов и считался материалом практически вечным.
* Прочность камня настолько высока, что, когда на заводе немецкого стального магната Круппа пытались мощным молотом расколоть глыбу нефрита, разлетелась наковальня.
Китайские мудрецы связывали с нефритом различные добродетели. В «Книге стихов» говорится: блестящая, но мягкая поверхность нефрита олицетворяет добродетель человеческую; углы камня, которые нельзя притупить, - символ правосудия; чистый, прекрасный звук, который издают при ударе нефритовые пластинки, - отголосок божественной музыки, выражение счастья.
В Китае очень популярны нефритовые амулеты разнообразных форм. На одном изображены два человека, называемые «двумя братьями небесной любви». Его часто дарят друзьям. Феникс из нефрита - излюбленное украшение девочек, дарится им, когда они подрастают. Молодоженам дарят фигурку человека, скачущего на единороге с кастаньетами в руках - это означает, что их наследник родится в свое время.
Из всех китайских работ о нефрите наибольший интерес представляет выдающейся труд Киори «Иллюстрированное описание древнего нефрита» - каталог, разделенный на сто книг с более чем семьюстами рисунков, опубликованный в 1176 г. и перечисляющий огромную коллекцию предметов из нефрита, принадлежащую первому императору Южной династии Сун. Одним из описанных сокровищ была четырехсторонняя тарелка-украшение из чистого белого нефрита, более 2 футов высотой, исключительной ценности, поскольку ее вдобавок ко всему украшал прекрасный гравированный рисунок. Он изображал человека, сидящего на циновке посреди окутанных тучами скал, а также вазу для цветов - слева от него и чашу для милостыни - справа. Это был образ буддийского святого Саматабахандры, а тарелку, по свидетельствам, принес грозный и таинственный поток из священной пещеры в 1068 г.