Веды являются апаурушея — основных священных писаний индуизма, — как богооткровенных текстов, не имеющих автора, божественного или человеческого.
Были даны через Риши, Веды были «услышаны» святыми мудрецами.
Существует четыре Веды:
1. Риг-веда — «Веда гимнов»;
2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»;
3. Сама-веда — «Веда песнопений»;
4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний».
Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим самхитам.
Особо в этом списке состоят Упанишады, называемые также Веданта («Завершение всех вед») — тексты, рассматривающие философию, природу Бытия, рассматривается вопрос Божественного. Существуют несколько основных главных направлений Веданты, которые различно понимают категории Бог, душа, сознание, реальность:
- Адвайта Веданта, «Йога недвойственности». Согласно Адвайта Веданте, только Брахман реален, а весь мир — иллюзорен. Самая древняя из всех, в настоящее время представлена структурами Лайя Йоги.
- Вишиста Адвайта утверждает, что Брахман, индивидуальные души и материя обладают атрибутами. Они одновременно отличны и неотделимы друг от друга. Данная школа провозглашает путём к освобождению бхакти, или любовь и преданность Всевышнему, представляемого в Его изначальной и верховной ипостаси как Вишну. Майя рассматривается как творческая потенция Абсолюта.
- Двайта Веданта полностью отождествляет Всевышнего с Брахманом. Верховной Личностью которого является как Вишну, или как Его аватара Кришна. Брахман, индивидуальные души и материя рассматриваются как вечные и существующие отдельно друг от друга элементы. Бхакти (преданное служение) объявляется путём к освобождению.
- Двайта Адвайта. Эта школа провозглашает, что дживатма является одновременно единой с Брахманом и отличной от Него? Существующей в сознании Брахмана. Их взаимоотношения могут рассматриваться с одной стороны как двайта, а с другой стороны как адвайта. В этой школе Кришна считается изначальной Верховной ипостасью Бога — источником мироздания и всех аватар.
- Шуддха Адвайта. Бхакти - единственный способ обретения освобождения, цель которого есть достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голоки.
- Ачинтья-бхеда-абхеда («непостижимое единство и различие»). Качественно душа (джива) идентична Богу, но в количественном отношении дживы бесконечно малы по сравнению с безграничным Личностным Абсолютом.
Пураны
Также существуют Пураны («Древняя былина») — 36 текстов древнеарийской литературы на санскрите. Это писания, в которых описывается Бытие Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, излагается космология, религиозные и философские концепции.
Пураны делятся на Маха- («великие») и на Упа- («дополнительные»). В них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана («пять отличительных чёрт»):
1. Сарга — сотворение Вселенной.
2. Пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после
разрушения.
3. Вамша — генеалогия богов и мудрецов.
4. Манвантара — сотворение человеческой расы.
5. Вамшанучаритам — истории династий.
Упаведа
Термином «упаведа» («Второстепенное знание») обозначают то, что имеет отношение к ведической традиции, но не является в ней основополагающим элементом:
- Аюрведа. Медицина: здоровье и питание.
- Дханур-веда. Боевые искусства.
- Гандхарва-веда. Музыка и священные танцы.
- Астра-шастра. Военная наука.
- Стхапатья-веда. Архитектура.
- Шилпа-шастры. Искусство и ремёсла.
Шастра («призыв, гимн, меч, нож, оружие») – это комментарии к сутрам. В более широком смысле шастра — знание о каком либо предмете или узкой области науки, например, «Виманика Шастра» - Учение о полётах, или «Астра Шастра» - наука о метании оружия.