царевна, не то королевна. Да это же падчерица!
Рассказала она о щедром Морозе-трескуне, а жадная Мачеха и говорит:
— Ну, коли тебя Мороз так наградил, то мою дочь он с ног до головы златом осыплет. Вези, старик, ее нынче же в лес!
Ну, повез мужик мачехину дочь под ту же елку, посадило на скамеечку, а на девице пять шуб, не меньше, да валенки, да шапка, да рукавицы, — и уехал.
А Мороз по веткам попрыгивает, поскакивает, еще пуще стужи подпускает, на красную девушку поглядывает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Да ты меня совсем заморозил, старый дурак! — кричит мачехина дочка.
Обиделся Морозко, хлопнул он в ладоши — и заморозил девку.
А хозяйка послала мужа за дочерью в лес, пироги печет и припевает:
— Дочку мою из лесу с богатым приданым везут!
Вот заскрипели по двору полозья. Мачеха кинулась к двери, увидала мертвую дочку. Заплакала, заголосила, да поздно.
Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе воплотились древние представления о Карачуне — боге зимней стужи как омертвения всего мира. Карачун изображался, как и Мороз, в образе мрачного старика, окруженного душами замерзших, загубленных им людей. Родствен Морозу также Зюзя — славянский бог зимы.
Мороза представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы.
В знак почитания Мороза наши дети каждую зиму воздвигают его «идолов» — всем известных Снеговиков.