Что такое конфликт? Как он возникает? Каковы его влияния? Чтобы полностью понять ответы на эти вопросы, следует очень глубоко заглянуть в свое “я”. Конфликт возникает тогда, когда две или более части “я” не пребывают в выравнивании. Иными словами, “я” фрагментируется и делится на разные части, которые противоречат или не пребывают в гармонии друг с другом. Фрагментация происходит тогда, когда мы отрицаем часть “я” или принимаем верования, идеи и концепции, не представляющие нашу истинную природу.
Самая обычная форма конфликта включает суждение чувств и эмоций. В этом процессе есть три шага. Первый: ситуация возникает тогда, когда запускается негативная эмоция. Второй: мы осуждаем эмоцию как нежелательную. И, наконец, мы осуждаем себя за то, что ощущаем негативную эмоцию.
Если мы принимаем на себя полную ответственность за негативную эмоцию и пользуемся ею как возможностью узнать о программировании и ограничении, мы не становимся жертвой шагов два и три. Например, нижеприведенные утверждения включают негативные эмоции, когда человек не принимает на себя ответственность за свои ощущения:
“Она меня злит”.
“Одиночество вводит меня в депрессию”.
“Меня от него тошнит”.
Принятие на себя ответственности за эти чувства начинается с перефразирования мыслей, возможно, таким образом:
“Я чувствую гнев, когда она рядом”.
“Когда я один, я впадаю в депрессию”.
“Меня тошнит, когда я нахожусь рядом с ним”.
Помнить, что мы сотворяем свой опыт – всегда первый шаг к исцелению.
Корень конфликта
Конфликт возникает, если мы осуждаем наши эмоции и осуждаем себя за то, что их испытываем. Например, если мы чувствуем гнев, когда она рядом, мы можем решить:
“Гнев – это плохо”.
“Плохо испытывать гнев”.
“Мне не следует ощущать такое”.
Затем мы еще больше фрагментируем себя вторичным осуждением:
“Я – нехороший человек, потому что продолжаю на нее злиться”.
“Должно быть я действительно испорченный, потому что чувствую именно так”.
“Кажется, я не счастлив”.
И вот, часть, которая чувствует гнев, пребывает в конфликте с частью, осуждающей за ощущение гнева.
Это настолько важно, что мне бы хотелось привести другой пример. Давайте воспользуемся депрессией. Предположим, у вас есть опыт впадать в депрессию, когда вы один. Программа делает примерно следующее:
“Быть без компании - нездоровое состояние существа. Это значит, что мой комфорт зависит от кого-то, и обо мне не заботятся. Следовательно, я несчастлив, потому что хочу, чтобы вещи были иными, чем они есть”.
Эта программа запускается внешними ситуациями и включает ограничения со стороны общества, родителей и прошлого опыта – мы помним, что были счастливее, когда рядом были друзья. То есть мы соотносим свой нынешний опыт с точкой отсчета в прошлом.
В этот момент, вместо того, чтобы понять и работать с этой программой для совершения исцеления, может запускаться другая программа, которая еще глубже погружает в депрессию:
“Я не должен чувствовать депрессию. Ощущать депрессию – плохо. Со мной что-то не так. Я хочу чувствовать счастье, но я не счастлив, поэтому я не люблю самого себя”.
Видите ли вы, что происходит? Утверждение “я не люблю себя” подразумевает следующее: “я” и “сам” – две отдельные сущности. На самом деле, это не так, но такое суждение создает разделение и отделение внутри “я”. Каждый раз, когда вы судите ощущение или мысль, вы отделяете его от остальной части “я”. “Я и мои чувства”, “я и мои мысли”, и так далее.
Рисунок 4.4 на следующей странице ясно демонстрирует разделение между тем, “что есть”, и тем, “что должно быть”.