КРАСИМИРА СТОЯНОВА
БОЛГАРСКАЯ ПРОРОЧИЦА ВАНГА
СЛЕПАЯ ЯСНОВИДИЦА
Я не ученый-медик, никогда не занимался проблемами парапсихологии. Никогда не присутствовал на сеансах Вангелии. Потому читатели не должны ожидать от меня, что я возьмусь толковать явления, о которых рассказывается в этой книге.
В истории человеческой цивилизации известно немало случаев, когда ловкие пройдохи и шарлатаны, выдававшие себя за „прорицателей", преуспевали на сем поприще, сумев не только прославиться, но и сколотить значительное состояние. Да и в наши дни, особенно на Западе, тысячи служителей оккультизма зарабатывают на „хлеб насущный" гаданием на картах, хиромантией или составлением гороскопов, вводя в заблуждение легковерную публику. Все это нужно учитывать.
И все же хотелось бы, чтобы ученые вплотную занялись изучением феномена, о котором пойдет речь в книге, попытались дать ему объяснение с научной точки зрения. Изобличить мошенников-астрологов и разного рода гадалок не так уж сложно: здесь достаточно ясных научных аргументов и фактов. Меня же поражает явственное, я бы сказал, нравственное отличие в поведении людей вышеуказанной категории и нашей „пророчицы". Я имею в виду не только то особое психическое состояние, в которое она погружается во время своих сеансов — транс и т. д., но и ее неизменную привязанность к людям, искреннее желание помочь им. Пожалуй, именно в этом и заключается главная особенность, с которой мы сталкиваемся в данном случае.
Легенды и предания донесли до нас образы женщин, коих злая судьбина заставила скитаться по горам и лесам с оружием в руках: Бойки-воеводы, Сирмы-воеводы. В них рассказывается о подвижничестве болгарских женщин; о тех, кто был причислен народом к сонму святых; о женщинах-целительницах и покровительницах человека; о женщинах, проживших благословенную жизнь и почивших праведной смертью. Народной фантазией созданы и другие образы: мифических обитательниц гор, лесов и рек, образы самовил и самодив (наяд и дриад), предсказательниц судьбы — мойр и т. п. Но вот рождается предание, легенда, миф о чуде, в основе которого лежит страстное желание помочь людям, миф XX века, технократической эпохи. Миф о женщине-прорицательнице и целительнице, толковательнице самых сокровенных наших тайн, о слепой Пифии — Вангелии. Народ издавна верил в магическую силу гадания, ворожбы, но здесь речь идет не о гадании и ворожбе, а о свободном путешествии духа во времени, отпущенном человеку, — прошлом, нынешнем и будущем, причем с удивительной точностью познания. Феномен, сталкивающий нас с неизвестным, в котором нет ничего мистического, мифического или шарлатанского. Науке брошен вызов, и вместо того, чтобы голословно отрицать непонятное явление, ей следовало бы признать его существование и попытаться проникнуть в его суть.
Достоверное, аутентичное свидетельство Красимиры Стояновой (племянницы Вангелии, дочери ее сестры) позволяет немного приподнять завесу над этим чудом, загадкой, которая будоражит умы не только ученых и не только в Болгарии, но и в таких странах, как Советский Союз, Испания, Франция, и даже в далекой Канаде. Повествование Красимиры Стояновой отличается точностью, пунктуальностью, В его основу легли как ее собственные наблюдения, так и не вызывающие сомнения рассказы людей из разных стран. Документальный стиль описания несомненно убедителен, хотя автор книги и не пытается объяснить или растолковать то, что лежит за пределами ее понимания. Человеческая жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразен поток человеческих судеб, протекающих через „комнатку" Ванги, и в каждом конкретном случае она — открывательница истин, того, что произошло, происходит, того, чему еще суждено случиться, словно перед ее внутренним взором разворачивается лента жизни во всех ее временных отрезках, открывая ей истину о прошлом и сегодняшнем бытии, о прошлых и сегодняшних лицах и событиях. Она предсказывает будущее, не всегда говоря о нем. Материал, собранный Красимирой Стояновой, позволяет с достаточной полнотой судить об этом феномене-загадке предстающей перед нами как самая фантастическая реальность и как самая загадочная истина, с которой когда-либо довелось сталкиваться человеческому разуму. Ибо ему пришлось исследовать разные стороны духовной деятельности: себя, воображение, творчество, страсти, пороки и т. д., но он не предполагает и не знает всего того, что сделала и делает Вангелия — прорицательница, ясновидица, пророчица. Документальная точность свидетельств — огромное достоинство этой книги, а расшифровку самой загадки оставим ученым, большой науке, которая, тем не менее, далеко не все знает о человеке и о мире. Думается, автору книги удалось справиться с поставленной задачей: воссоздать образ женщины-чуда и дать импульс воображению ученых, дабы они, отправившись по новым, еще не проторенным дорогам, смогли познать и явить миру новые истины, очищенные от шелухи каких-либо стереотипов, шаблонов и догм.
Книга обладает еще одним бесспорным качеством. Она написана простым, ясным, красивым языком. Это рассказ человека о жизни другого человека. Потому что чудо вовсе не обязательно окутывать покровом мистической таинственности, чудо — это сама личность человека и человеческая жизнь, которая на первый взгляд кажется осененной чем-то неземным и космическим, но все же она реальна и присутствует рядом с нами. Вот что говорит по этому поводу сама Красимира Стоянова:
„Давайте же снова вернемся к основному вопросу: что за человек Ванга? Вся моя жизнь прошла рядом с ней, и я с уверенностью могу заявить: она живет, как и все остальные люди, и в ее бытии нет ничего необычайного. Но живет она в полной гармонии и созвучии с природой, являясь „ее частью" в полном смысле этого слова".
Потому-то она так отчетливо слышит голос природы и улавливает ее малейшие сигналы своими совершенными органами чувств. Она может принимать послания всего того, что ее окружает: трав и деревьев, камней и птиц, предметов, Космоса, прошлого и будущего. Горы и хребты делятся с ней своими тысячелетними тайнами, а река повествует о давно исчезнувших городах и людях. Ванга считает, что „все живет" и нет „неживой природы", все подчинено высшей организации, высшему разуму.
Да, это чудо: невероятно развитые органы осязания, которым дано легко вступать в контакт со всем сущим, нам известным, и с тем „потусторонним"', которое пока еще, судя по всему, нам неизвестно.
Хорошо изложена в книге биография Вангелии, показан ее внутренний душевный мир, ее духовная сила и стойкость, ее нравственная сущность. Вангелия видит насквозь мошенников и нечестных людей, людей без стыда и совести и в открытую осуждает их. Она сочувствует обездоленным, обманутым, страждущим и помогает им. Ванга обладает обостренным чувством справедливости и всегда следует критериям, выверенным в ее душе. Стремится предостеречь от ошибочного шага тех, кто разрушает свой брак, бросает своих детей, перестает быть добрым и честным. Она сопричастна чужой боли, и отнюдь не случайны ее слова:
„Я присутствую в самых горячих точках планеты, вижу и кровопролития, и природные катаклизмы, и бедствия".
И еще: „По ночам вы спите, а я листаю страницы человеческого бытия и переживаю трагедии всех людей".
Особое отражение нравственного заряда этой необыкновенной личности ощущается в ее усилиях и способностях целительницы. Медики не перестают удивляться их результатам. Ее „фармакопея" — природа, растения и цветы, материалы естественного происхождения, чудодейственная сила которых словно обязана помогать человеку.
Но самое важное это то, что Ванга — целительница, руководствующаяся нравственными побуждениями. Она никому не разрешает мстить, ибо уверена.— человек создан для добрых свершений, вопреки тому, что перед ней постоянно проходит зло в разных обличьях. Жестокость, нечестность, ложь, измена, подлость и зависть отвращают ее. Коварство, считает она, недостойно человека. От всей ее погруженной в самое себя личности исходит ощущение нравственно-философской идеализации человека и всего того, что присуще ему. И в этом смысле перед нами предстает уже не просто прорицательница, а наставник человеческих душ.
Ванга обнаруживает и определенную склонность к философскому восприятию мира и философскому мышлению. Вот одна из ее исповедей, записанных Красимирой Стояновой: „В каждом человеке уживаются добро и зло. Так устроен мир. Для меня счастье коренится в терпении человека". Любопытно, что Вангелия сторонится городской жизни, цивилизованности, в условиях которой процветают пороки. Она любит горы, сельскую жизнь, подчиненную естественным законам, любят патриархальность и простоту, которым завидовал еще Руссо.
Вообще, человеческая сущность образа Вангелии — это особые страницы в документальном рассказе о феномене, чуде, о прорицательских способностях женщины-ясновидицы, поразившей стольких людей, — как русского писателя Леонида Леонова, так и обыкновенного болгарского крестьянина — проявлениями своего необыкновенного, как бы сказал человеческого и нечеловеческого дара.
Но книгу „Ванга" надо прочитать, ее нельзя всего-навсего представить. Наш народ, из недр которого вышла Вангелия, призывает нас познать тайны „своего темного наследия", у истоков которого стоят фракийцы, протоболгары и славяне, и своего бытия. Наука также призвана заняться поисками связи человека с Космосом, природой, открыть еще не известные ему сущностные силы, столь таинственным образом проявляющиеся в психике и ясновидческой мощи Вангелии, женщины — благодетельницы людей, женщины, которую называют „Петричским чудом".
Однако вернусь к своей изначальной мысли: я никогда не занимался вопросами парапсихологии, не являюсь ученым такого профиля. Но есть неумолимые факты. И когда эти факты озарены светом гуманности, они не только привлекают наше внимание, но и пробуждают в нас желание человеческого сопричастия.
Академик Пантелей Зарев