Существует предание, согласно которому монументы Гизы - последний и великий мемориал высокоразвитой цивилизации, которую уничтожил Всемирный потоп. В этом же предании говорится, что где-то в Гизе, то ли под Великим Сфинксом, то ли прямо в Великой пирамиде, спрятан "Зал Знаний", в котором хранятся все знания и мудрость пропавшей цивилизации.
Эти идеи - весьма древнего происхождения [Предание насчет того, что важные "записи" были завезены в Египет "после потопа", то есть после 10 000 г. до н. э., восходит по меньшей мере к III веку до н. э. Оно встречается, например, в Книге Сотис (с комментариями византийского историка Георгия Синсцелла, жившего в IX веке н. э.), которую некоторые ученые приписывают египетскому летописцу Мапсто. Идея встречается также в KoreKosmou (отрывок XXIII из Герметических писаний), 1-11 вв. н. э. В разделе 8 KoreKosmou богиня Исида объявляет, что Тот заложил в тайном месте "священные книги", где содержатся "секретные вещи об Осирисе… эти священные символы космических элементов", а затем произносит заклинание, в соответствии с которым эти книги останутся "незримыми и скрытыми от всех людей, которые будут ходить туда и обратно по этой земле до тех пор, пока Небо, став старым, не примет живых существ (то есть людей), достойных тебя…"], и на протяжении всей истории ими вдохновлялись те, кто пытался исследовать Гизу. Например, в IV веке н. э. римлянин Аммиан Марцеллин направил охотников за сокровищами на поиски "неких подземных галерей в пирамидах", сооруженных в качестве хранилища свитков и книг прошедших эпох и предназначенных для того, "чтобы не дать древней мудрости погибнуть от потопа".
Многие арабские летописцы, начиная с IX века, имели, по-видимому, доступ к общему источнику информации, что побудило их дружно утверждать, что Великая пирамида была построена до потопа в качестве хранилища научных познаний. Халиф Аль-Мамун, пробивший туннель в северной грани монумента в 820 году н. э., проделал это потому, что был убежден: здесь с допотопных времен хранятся заложенные создателями тайны абсолютного научного знания, в том числе в области истории и астрологии, и надеялся найти там потайную камеру с картами и глобусами.
Некоторые древнеегипетские настенные надписи и папирусы содержат интригующие упоминания о скрытых камерах - палате Архивов, зале Записей и т.д. и т.п., - которые были расценены как намек на некое подземное помещение под Сфинксом или вблизи от него [В знаменитом папирусе Вссткар (Восточно-Берлинский музей) высказывается предположение, что в "горизонте" Хеопса - предполагаемого строителя Великой пирамиды - была спрятана секретная палата или палаты. Сам термин "Горизонт" может, однако, означать либо собственно Великую Пирамиду, либо весь некрополь Гизы, включая, таким образом, и Сфинкса. Заклинание 1080 Погребальных Текстов (ок. 2000 г. до н. э.) говорит о некой тайной "запечатанной вещи", принадлежащей Осирису из Ростау (Гизы), а заклинание 1087 высказывает предположение, что был "письменный материал", связанный с Гелиополисом (Джеду, "Городом Колонны") и спрятанный где-то в песках пустыни.]. А коптские легенды сообщают, что "под Сфинксом существует некая подземная камера, ходы от которой ведут ко всем трем пирамидам… На страже каждого хода стоят волшебные статуи" [Эти коптские предания были записаны арабскими летописцами Аль-Кодаи, Аль-Масуди и Аль-Макризи.].
В новую эпоху подобные идеи сохранились как в ряде умозрительных масонских доктрин [Так называемые "Старые обвинения" масонства говорят о неком Герменесе (очевидно, Гермесе, то есть Тоте), который сберег "ремесла", вырезав знания о них на священных столбах, или обелисках. Общепринято, что значительная часть "египетского" эзотерического направления в свободном масонстве, розенкрейцерстве и в какой-то мере теософии происходит из так называемой герметической традиции, которая развивалась в эпоху позднего итальянского Возрождения, но проистекала из греческих и коптских текстов, известных как Герметические писания.], так и в учениях эзотерических школ вроде "Розенкрейцеров Калифорнии" (AMORC), "Теософского общества" (Лондон, Мадрас). Кроме того, с 1920-х по 1940-е годы весьма близкие идеи с завидным постоянством излагал американский медиум Эдгар Кейси, известный также под прозвищем Спящий Пророк.
Поскольку рассмотрение вопросов "психоинтуиции" увело бы нас далеко за пределы проблематики настоящей книги, мы не будем высказывать своего мнения по поводу достоинств и источников информации Кейси. Но мы считаем необходимым отметить, что его пророчества касательно предполагаемого "зала Записей" атлантов в Гизе без лишнего шума породили деятельность группы "Нью-Эйдж" с капиталом в много миллионов долларов, которая впуталась в совместные с ортодоксальными египтологами исследования пирамид и Сфинкса.
Первый раз мы услышали об этом участии (довольно неожиданном - поскольку обычно медиумы и египтологи смешиваются столь же редко, как цыплята и хорьки), когда знакомились с многочисленными исследованиями и раскопками, проведенными в Гизе американским египтологом Марком Ленером. Как уже говорилось в части I, профессор Ленер неоднократно выступал в 1990-е годы против гипотезы о том, что Сфинксу 12 500 лет, а также всяческих идей насчет находящегося под ним зала Записей. Однако в 1970-1980-х годах он был непосредственно связан с последователями Эдгара Кейси и разделял их взгляды на загадки и тайны Гизы.
Зал Записей - и транс
Деятельность "индустрии" Эдгара Кейси в основном связана с корпорацией, известной под названием "Фонд Эдгара Кейси" (ECF), и ее филиалом "Ассоциация исследований и просвещения" (ARE). Обе эти организации имеют штаб-квартиру на американском побережье в городе Вирджиния-Бич. Первое впечатление, которое возникает у большинства прибывающих сюда посетителей, что они попали не то в клинику, не то в дом престарелых, размещенный на берегу океана, вид которого действует успокаивающе. Несколько смущает, правда, вид непрозрачных окон главного здания. Но вас окончательно убеждает в том, что вы прибыли по назначению, большое черно-белое объявление, которое видно уже с автостоянки, и гласит:
//-- A.R.E. Фонд Эдгара Кейси --//
//-- Центр посещения Атлантического университета Школа массажа Книжный магазин --//
Эдгар Кейси родился в Гонкинсвилле, штат Кентукки, в 1877 году. В возрасте 20 лет он стал страдать заиканием. После бесплодных попыток добиться диагноза от местных врачей он обнаружил, что способен вводить себя в глубокий транс, диагностировать каким-то образом заболевание и назначать лечение. Кейси уговорили опробовать его технику на других; результаты оказались настолько впечатляющими, что через несколько месяцев он приобрел широкую репутацию целителя, обладающего даром внутреннего зрения. И страдальцы всякого рода стали стекаться в Вирджиния-Бич, чтобы Спящий Пророк поставил им диагноз.
Во время своих трансов Кейси обращался к своим последователям - энтузиастам с медиумическими "откровениями", которые стенографировал его секретарь [На протяжении жизни Кейси его секретарем была Глэдис Дэвис, по описаниям - "привлекательная золотистая блондинка", которую Кейси считал "реинкарнацией" его дочери Изо - с времен Атлантиды.]. Кейси всегда утверждал, что абсолютно ничего не помнит о том, что происходило во время этих трансов. Тем не менее "откровения" показывают, что он часто рассказывал своим последователям об их "прошлой жизни" в отдаленную "эпоху Атлантиды", до того, как ужасный потоп уничтожил сей легендарный континент. В целом около 70 "жизненных откровений" Кейси, многие из которых теперь имеются на компакт-дисках, так или иначе излагают историю атлантов, которая начинается с "прибытия человечества на Землю около 10 миллионов лет назад и заканчивается затоплением остатков Атлантиды где-то перед 10 000 годом до н.э.".
Основной смысл этих откровений сводится к тому, что некоторое количество "атлантов" сумело покинуть гибнущий континент и добраться до долины Нила в Египте в XI тысячелетии до н. э. Себя Кейси объявил реинкарнацией их верховного жреца Ра-Та. Согласно доктору Дугласу Дж. Ричарду, директору и исследователю Атлантического университета (который является частью Фонда Эдгар Кейси), "утверждается, что многие из тех, кто получил жизненные откровения (от Кейси), были связаны с ним в прошлой жизни" в доисторическом Египте [Мы имели удовольствие встретиться с автором, Дугласом Дж. Ричардсом, в июле 1995 года в Фонде Эдгара Кейси, Вирджиния-Бич.].
Одно из наиболее настойчиво повторяющихся Эдгаром Кейси в его глубоких трансах утверждений сводится к тому, что "ряд намеков и ключей указывает на то, что Египет является местом хранения записей Атлантиды и Древнего Египта времен Ра-Та, которые могут быть когда-нибудь найдены. Вновь и вновь упоминаются захоронения и пирамиды, которые предстоит открыть в Египте, причем приводятся конкретные даты сооружения Великой пирамиды".
Что касается последнего мероприятия, то Кейси называет период между 10 490 и 10 390 годом до н.э. [Эдгар Кейси, "Откровение" № 5748-6 о Великой пирамиде. Это "откровение" имело место в его доме на Арктик-Креснт, Вирджиния-Бич, 1 июля 1923 года в 16 час. 10 мин.].
Он также заявляет: "Где-то за 10 500 лет до явления Христа… впервые попытались реставрировать и доработать начатое раньше, то, что теперь именуют Сфинксом". Кроме того, согласно откровениям Кейси, около 10 500 года до н. э. было устроено огромное подземное хранилище, где была собрана библиотека, вместившая мудрость пропавшей цивилизации Атлантиды: "Оно расположено там, куда на восходе Солнца из-за воды падает линия тени (или света) между лап Сфинкса… и между Сфинксом и рекой" ["Откровение" № 378-16.]. В другом откровении Кейси дает еще более точную привязку: "Имеется камера или проход от правой передней лапы (Сфинкса) ко входу в зал Записей" ["Откровение" № 5748-6.].
Согласно откровениям Кейси, этот зал записей будет найден и посещен, когда "наступит время" - предположительно в самом конце XX века или непосредственно перед ним, возможно, в 1998 году ["Откровение" № 294-151.]. Откровения часто перекликаются с Ветхим и Новым заветами Библии, содержат многочисленные ссылки на Христа и связывают каким-то образом находку зала Записей с серией событий, предваряющих "Второе Пришествие Христа".
Ученый
История Ассоциации исследований и просвещения (Эй-Ар-И) начинается в 1931 году, когда руководство вновь организованным институтом было доверено старшему сыну Эдгара Кейси, Хью Линну Кейси, который только что стал специализироваться в психологии. Первой его задачей было обеспечить хранение растущей библиотеки медиумических откровений его отца, организовав в Вирджиння-Бич своего рода современный "зал Записей". Эта задача была выполнена уже после кончины Эдгара Кейси в 1954 году. Тем временем ARE продолжала расширяться, и сегодня это процветающая организация с многомиллионным бюджетом и 40 000 членов по всему свету. Несмотря на очевидное разнообразие их интересов, основные усилия организации направлены на то, чтобы доказать истинность откровений Эдгара Кейси. На практике это означает попытку найти так называемый зал Записей Атлантиды, который, как считается, хранится в Гизе под Сфинксом с 10 500 года до н. э. и будет, согласно пророчеству, открыт до 2000 года. Как недавно сообщили двое детей Кейси: "Более 20 лет назад ECF (Фонд Эдгара Кейси) начал подготовку к будущим полевым работам в Египте. Основной интерес при этом представляют Сфинкс, Великая пирамида и их ближайшие окрестности - плато Гизы. Инициатором этого исследования является Хью Линн Кейси. Вдохновленный медиумическими откровениями своего отца, а также личным интересом к археологии, он направил свою энергию и энтузиазм на организацию серьезного археологического исследования, которое могло бы доказать их истинность".
В 1973 году Хью Линн сумел собрать группу спонсоров, которые были готовы финансировать долгосрочную программу исследований в Египте. Первоочередной задачей при этом была объявлена "академическая подготовка… плюс небольшая стипендия для одаренного человека, который мог бы стать уважаемым египтологом и быть на уровне последних достижений этой суровой профессии".
Одаренной личностью, избранной для получения стипендии, оказался Марк Ленер [Подтверждается Дугласом Дж. Ричардсом в записи телефонного разговора в сентябре 1995 года (Ригчардс - соавтор Эдгара Эванса Кейси и Гейла Кейси Шварцера). Когда мы прямо задали Марку Ленеру вопрос по этому поводу, он ответил в письме от 12 октября 1995 года: "Думаю, что, наверно, этот "ученый" - я. Никогда, правда, не думал, что в результате финансирования Фондом Кейси моей годичной зарубежной командировки в Американский университет в Каире я стану "уважаемым египтологом". Люди, связанные с ARE, поддерживали мою деятельность в Египте постольку, поскольку их просил об этом Хью Линн Кейси. Ни он, ни я не представляли, к чему все это может привести. Думаю, что Хью Линн помог мне поехать в Египет потому, что у обоих нас было ощущение: "так предназначено судьбой".], который до 1995 года оставался профессором египтологии во всемирно известном Институте востоковедения (Oriental Institute) Чикагского университета. В литературе, связанной с Эдгаром Кейси, Ленера часто просто называют "ученым". В 1973 году он был выбран Хью Линном Кейси для следующей миссии в Египте:
"Этот ученый мог бы получить степень в Каире, получив там непосредственный опыт и завязав контакты в своей области. Тем самым для ECF создавалась бы реальная перспектива контактов и исследовании. Хотя ученый был бы независим от ECF, его нахождение в Египте обеспечивало бы эффективную связь или канал для долговременного присутствия" [В своем письме от 15 октября 1995 года Марк Ленер так высказался по поводу текста, который мы выслали ему без примечаний: "Не знаю, на что вы там ссылаетесь в сноске 20, но подозреваю, что за этим стоит не проспект, написанный еще до того, как я поехал в Египет студентом AUC (Американского университета в Каире). Скорее, это обзор, который писался задним числом через несколько лет после 1973 года".].
Ленер прибыл в Каир осенью 1973 года и учился в Американском университете возле площади Аль-Тахрир, который он окончил в 1975 году с отличием.
"После окончания университета Фонд Эдгара Кейси поддерживал еще несколько лет его работу на факультете антропологии. В это время он не только продолжал свои академические занятия, но и устанавливал контакты с людьми и организациями, чьи исследования пользуются известностью. В дальнейшем эти контакты позволилиECFспонсировать - иногда непосредственно, иногда частично - настоящие полевые исследования".
Доказательства под лапами
В 1974 годуЛенер опубликовал книгу "Египетское Наследие", авторские права на которую принадлежат Фонду Эдгара Кейси и в подзаголовке которой сказано: "Основано на откровениях Эдгара Кейсн". Основной ее задачей является обоснование утверждений Кейси о предполагаемом "атлантическом следе" в предыстории Египта и обустройстве зала Записей в Гизе в 10 500 году до н. э.:
"Согласно откровения, (Эдгара Кейси) это наследие должно быть вскоре открыто и будет иметь огромное значение не только для истории династического Египта, но и для наших познании о путях физической и духовной эволюции планеты в прошлом, да и в грядущие годы".
В своем "Египетском наследии" Ленер сообщает нам, что
"имеется 1159 откровений Эдгара Кейси, в которых содержатся упоминания и информация о Египте в период Ра-Та. Изложенная ниже история базируется примерно на 300 из них… Сопоставляя эту информацию с данными египтологии, я пытался показать, что есть веское основание считать, что история Ра-Та имеет реальные корни. Разумеется, окончательное доказательство лежит под лапами Сфинкса в Гизе…"
Аномалии
Естественно, основные интересы ECF/ARE - "настоящие полевые исследования" - сводились, да и сводятся, к сканированию, бурению и раскопкам в окрестностях Сфинкса, там, где, согласно откровениям Кейси, находится зал Записей.
В 1973-1974 годы, когда Марк Ленер был еще студентом Американского университета в Каире, был дан старт первому из серии серьезных пионерских проектов с использованием специального радиолокатора и другого высокотехнологичного оборудования для дистанционного контроля, с помощью которого можно было надеяться обнаружить какие-либо аномалии в скальном грунте под Сфинксом. Эти проекты проводились в жизнь при поддержке сложившихся академических институтов - Каирского университета "Айн-Шамс" и престижного Стэнфордского исследовательского института (SRI) в США [В своем письме от 15 октября 1995 года Марк Ленер пишет следующее: "Ни я, ни Фонд Эдгара Кейси не имели ничего общего с программой SRI как в зоне пирамид, так и в каком-либо еще районе Египта в течение двух первых сезонов. Это не ясно из Вашего текста. Проект SRI "Наука и археология" включал в себя деятельность Ачьварсса, который использовал космические лучи (еще до моего приезда в Египет), чтобы проверить вторую пирамиду на наличие неизвестных полостей. Я встречался с командой SRI в 1977 году примерно в то время, когда они проводили предварительные измерения проводимости на Сфинксе. SRI занимался поисками скрытых пустот в Гизе задолго до того, как я или Фонд Эдгара Кейси встретились с ними".].
В 1977 году американский Национальный научный фонд начал финансирование нового проекта в Гизе, причем в нем снова участвовал SRI. В этот раз использовалось несколько новых методик, в том числе измерение электрического сопротивления (в скалу вбивались стержни-электроды и пропускался электрический ток), магнитометрия, а также новейшие виды аэрофотосъемки и тепловидение (в инфракрасных лучах). В официальном отчете группы SRI говорится: "В результате измерений сопротивления нам удалось обнаружить вблизи Сфинкса рад аномалий… Мы сделали два траверса за задними лапами (северо-западный угол). Оба траверса свидетельствовали о наличии аномалии, которая может объясняться наличием туннеля, проходящего с северо-запада на юго-восток".
Были обнаружены и две другие аномалии глубоко в скальном, грунте "перед лапами Сфинкса".
Согласно историкам ECF/ARE, проекты 1973-1974 и 1977 годов "расчистили путь для работ, которые могли бы увенчаться находкой скрытых камер". Не уточняется, правды, как именно и где. Во всяком случае, в 1978 году ECF/ARE сотрудничали с SRI и финансировали (в объеме около 50 000 долларов США) более подробное изучение траншеи вокруг Сфинкса и расположенного поблизости храма Сфинкса. В собственном архиве SRI эта работа именуется "Проект исследования Сфинкса". В соответствии с его программой проводились подробные измерения электросопротивления грунта в основании траншей, окружающих Сфинкса и храм его имени. Было решено, что в случае обнаружения аномалий SRI должен подтвердить их наличие акустическим методом, а затем пробурить в скале отверстия, чтобы туда можно было ввести оптические системы наблюдения.
В ходе работ было обнаружено несколько аномалий, но при ближайшем рассмотрении они оказались полостями природного происхождения.
Ссора
В том же 1978 году в Гизу прибыли американские специалисты-буровики во главе с Кентом Уэйкфнлдом из компании RSI (Recovery Systems International - "Системы восстановления"). Они имели официальное разрешение на бурение глубоких скважин под Сфинксом [Подтверждено в записанном телефонном разговоре с финансистом проекта 16 февраля 1995 года. Также подтверждено Марком Ленером в письме от 15 октября 1995 года.].
Связь между SRI и RSI не ограничивалась сходством инициалов. RSI, подобно Фонду Кейси, очевидно, финансировала часть программы работ SRI в Гизе и пользовалась их измерениями сопротивления для выбора точек бурения. Согласно Марку Ленеру, который в это время там находился, SRI, по-видимому, была организована "специально под этот проект" [Письмо Марка Ленера от 15 октября 1995 года.].
Буровая телескопическая дизельная установка была доставлена самолетом в Египет и установлена в храме Сфинкса, прямо перед лапами последнего. Первая скважина ничего не показала. Вторую скважину Марк Ленер и Кент Уэйкфилд обследовали при помощи специальной камеры, но увидели только "дыры как в швейцарском сыре, образующиеся при растворении" известняка естественным образом. Ленер постучал грузом отвеса по твердому дну скважины и не обнаружил там ничего особенного.
Вслед за этим работы были немедленно прекращены. Согласно Марку Ленеру, эта поспешность была вызвана "отсутствием времени и средств". Кроме того, похоже, что RSI "недооценила роль Кейси в проекте", и это в конечном счете привело к серьезному ухудшению отношений между RSI и SRI.