Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного материального начала.

То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания, называемая «сансариин-хурде», т. е. «колесо сансары».

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару.

В центре круга — небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества.

Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения.

При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей — в верхней части круга.

Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина, старик, мертвец и больной.

Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и стрелы.

Справа и слева расположены секторы животных и «биритов». Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в непрерывном голоде.

Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада — Эрлик-хан (санскритское — Яма).

«Сансариин-хурде» разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из них рисунках.

Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена двумя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, не знающей, куда она идет. Это — символ «омраченности» (авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.

Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это — «содеянное» (сансара или карма).

Настоящая (данная) жизнь передана 8-ю ниданами.

1-я нидана — обезьяна, рвущая плоды с дерева, — символ «сознания» (виджняна), вернее, лишь первого момента новой жизни, которая, согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.

2-я и 3-я ниданы «настоящей жизни» протекают в период эмбрионального развития человека. Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются «шесть баз», служащих «органами чувств», точнее «актами ощущения» — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и «манас», под которым понимается «сознание предыдущего момента». Символы — человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

4-я нидана — «соприкосновение» (спарша), символизируется обнимающимися мужчиной и женщиной. Считается, что еще в утробе матери ребенок начинает видеть и слышать, т. е. элементы чувства соприкасаются с сознанием. Но приятных или неприятных эмоций не возникает.

5-я нидана — «чувство» (ведана), т. е. сознательное переживание приятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область сознания. Нидану символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела.

«Чувство» вырастает в «вожделение» (тришна), которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на «сансариин-хурдэ» в виде человека с чашей вина.

«Стремление» — 7-я нидана, соответствующая всестороннему формированию взрослого человека, когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности. На рисунке — человек, рвущий с дерева плоды.

«Бава», т. е. жизнь, — последняя нидана данного существования человека. Это расцвет его жизнедеятельности, упадок ее, старение и смерть. Символ бавы — курица, высиживающая яйца.

Будущая жизнь охватывается двумя ниданами — «рождением» (джати) и «старостью и смертью» (джарамарана). Первая символизируется изображением рожающей женщины, вторая — фигурой слепого старик; еле держащегося на ногах. Рождение — это появление нового сознания, а старость и смерть — вся жизнь, так как «старение» начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение.

Предыдущая страница  Следующая страница
КАРТИНА МИРА
       


       .

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны.

Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Сферы делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней, или уровней, сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфёра бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке.
картина мира
Учителя белого братства:
> Сатья Саи Баба
> Е.П.Блаватская
Главная  | О сайте  | Обратная связь |                                                  Белое братство

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU