Легкие и желудок — основные места накопления Капхи, биологического элемента воды. Слизь образуется в желудке, скапливается в легких, а оттуда попадает в остальные части тела и может вызывать различные расстройства.
В большинстве случаев респираторные заболевания, простуда, грипп, болезни горла, опухание желез (лимфоузлов), астма, пневмония и другие заболевания дыхательной системы являются нарушениями Капхи.
Однако легкие являются излюбленным местом проявления и Ваты. Здесь жизненная энергия (Прана) переходит в организм. Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся упадком сил, одышкой, истощением тканей и обезвоживанием, такие как туберкулез легких, являются в большей степени болезнями Ваты. Инфекционные болезни дыхательных путей (как и других органов) в большинстве случаев связаны все же с Питтой.
При плохом пищеварении, независимо от конституции, наблюдается тенденция к скоплению слизи, а это обязательный признак ослабления Агни, хотя и не всегда связан с высокой Капхой. Поэтому усиление пищеварительного огня является основным принципом лечения заболеваний дыхательной системы. Причинами респираторных заболеваний могут быть неправильное питание, долгое пребывание на улице в плохую погоду, смена времен года, плохое душевное состояние, неверно выполняемые дыхательные техники, недостаточные физические нагрузки или, наоборот, перегрузки, загрязненный воздух, а из психических факторов — привязанность, печаль и страх.
Лечение предусматривает не только применение соответствующих трав и соблюдение диеты, но и выполнение йогических практик, в том числе пранаямы (дыхательных упражнений). Большое значение имеет местное использование трав: полоскание горла, введение лекарственных масел и травяных отваров через нос (насья), курение трав, а также смазывание головы, спины и груди травяными маслами или пастами.
Хороший тоник для легких можно приготовить, взяв корень девясила и корень окопника (по две части) и корицу, имбирь и солодку (по одной части). Для Капхи в состав добавляется гвоздика или аир, для Ваты — ашваганда или женьшень, а для Питты вместо девясила используется корень лопуха.
Вместо этого состава можно принимать «Легочный тоник» (№ 3) с чайной ложкой меда для Капхи, с медом и ги в пропорции 2:1 для Ваты и 1:2 — для Питты.
Рвотная терапия
В Аюрведе основным способом лечения нарушений Капхи является рвотная терапия (вамана). Это один из самых сильных видов терапии вообще и поэтому требует определенной осторожности. Вначале лучше проводить такое лечение в условиях специализированной клиники, где применяются методы Панчакармы, или хотя бы под наблюдением врача, практикующего Аюрведу. Когда пациент овладеет необходимыми навыками, он может проводить рвотную терапию самостоятельно. Регулярная или ежедневная терапевтическая рвота с целью очищения желудка и легких важна для поддержания здоровья и продления жизни, особенно при Капха-конституции. Того же результата можно достичь, применяя в течение более долгого срока снижающую Капху диету и отхаркивающие (разгоняющие слизь) травы.
Пранаяма
Пранаяму — йогический метод контроля над дыханием — следует рассматривать как основной вид терапии при долговременном лечении легочных заболеваний. Дыхательные практики способствуют устранению различных заболеваний легких, в частности астмы, а также хронических аллергий. Овладение контролем над дыханием повышает энергетический уровень организма, придает силы и улучшает кровообращение. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Нельзя насильственно задерживать дыхание. Чтобы пранаяма была эффективной, необходимо сначала принять правильную позу (асану), иначе легкие будут сдавлены, а правильное дыхание затруднено. Во время приступов астмы практиковать пранаяму без непосредственной помощи со стороны опытного наставника не следует.
При большинстве нарушений Капхи применяется «солнечная пранаяма»: вдох через правую ноздрю, а выдох — через левую. После выдоха — задержка дыхания. При Питта-конституции, а также при воспалительных процессах в легких применяется «лунная пранаяма»: вдох через левую ноздрю, а выдох — через правую.
При состояниях Ваты можно либо чередовать эти две пранаямы, либо вдыхать и выдыхать через обе ноздри одновременно, как в пранаяме «Co-Хам». Однако при сухости в легких, сухом кашле и бессоннице лучше применять лунную пранаяму с задержкой дыхания после вдоха.
При выполнении пранаямы «Co-Хам» мысленно повторяют мантру «Со» на вдохе и «Хам» — на выдохе. Эта пранаяма хорошо сбалансирована, способствует развитию восприятия и увеличивает жизненную энергию (Оджас). Мантра «Со» естественным образом углубляет вдох и улучшает качество Праны — Первичного воздуха; мантра «Хам» соответственно углубляет выдох и удаляет избыток апаны — нисходящего воздуха. Эта пранаяма полезна при любой конституции.