нарушение этого равновесия, духовное использование трав согласно индийской традиции может оказаться очень эффективным и что аюрведическую науку о травах никак нельзя назвать устаревшей, на самом деле она необходима сегодня более, чем когда-либо.
Хотя некоторые из основных аюрведических трав действительно не имеют аналогов в западной фитотерапии, все же многие широко используемые западные травы, такие как аир, барбарис и мирика, столь же широко используются в Индии, и аюрведа может дать много ценной информации о них. Что касается специфических аюрведических трав, таких как ашваганда и харитаки, то они также могут быть включены в западную практику лечения травами, подобно тому как это произошло с китайскими женьшенем и тан квеем и подобно тому как брами, которая изначально пришла к нам из Индии, в настоящее время очень популярна на Западе. Многие аюрведические травы являются распространенными специями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник. Из этих и других широко используемых на Западе трав и специй легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.
Аюрведа означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной. И как таковая аюрведа открыта для всех проявлений жизни и включает в себя все методы, которые приводят нас к более глубокой гармонии.
Аюрведу не следует относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Она едина со всей жизнью, это знание, которое принадлежит всем живым существам. Это не искусственная система, а скорее источник, из которого можно свободно черпать знания, которые легко могут быть приспособлены к специфическим нуждам конкретной окружающей среды.
Аюрведа не только дает нам свои лекарственные травы, но также предлагает путь к пониманию других трав. Аюрведа приветствует устранение всех барьеров, разделяющих человеческие существа. На пороге новой эры человечество должно объединить все свои знания о лечении болезней.
Сущностью всех существ является Земля. Сущностью Земли является Вода. Сущностью Воды являются растения. Сущностью растений является человек.
Esam bhutanam prthivi rasha, prthivya apo raso-pam osadhayo rasa, osadhmam puruso rasah
Чхандогъя Упанишада 1.1.2.