Мы попытаемся объяснить действие многих известных на Западе трав в соответствии с энергетическим подходом аюрведы. Надеемся, что эта работа поможет устранить вышеупомянутый пробел и облегчит достижение того высочайшего уровня использования трав, какой имеет место на Востоке. Понимание принципов энергетики весьма важно в процессе лечения.
Аюрведа утверждает, что вкус каждой травы не является чем-то случайным, а отражает ее свойства. Разные вкусы оказывают разное воздействие.
Обычно мы не связываем вкус с терапевтическими свойствами. В продуктах питания мы рассматриваем вкус лишь с точки зрения наслаждения. В западной системе траволечения мы отмечаем вкус травы скорее для ее правильного распознавания, нежели для того, чтобы понять ее действие.
Хотя известно, например, что пряные, острые травы действуют согревающе и стимулирующе, а горькие травы уменьшают лихорадку, это не стало основанием для классификации трав по вкусу.
Санскритское слово раса (вкус) имеет много значений, которые позволяют нам понять, сколь важное место отводится вкусу в аюрведе. Раса означает «сущность». Таким образом, вкус указывает на сущность растения и в силу этого представляет собой главный фактор, характеризующий его качества. Слово раса также означает «сок», так что вкус растения отражает свойства питающих его жизненных соков.
Раса имеет и такие значения, как «понимание», «творческое вдохновение», «музыкальная нота». Это указывает на связь вкуса с тонким восприятием, опять же составляющим сущность растения. Через вкус можно оценить красоту и силу растения. Значения «циркуляция», «ощущать полноту жизни», «танцевать» отражают способность вкуса пробуждать энергию.
Через прану во рту, связанную с праной мозга, вкус воздействует на нашу нервную систему. Он стимулирует нервные окончания, возбуждает ум и чувства, увеличивая тем самым наше восприятие. Таким образом, вкус приводит в движение нашу собственную расу (жизненную жидкость). Стимулируя прану, в частности нервные окончания в желудке, вкус тем самым воздействует на Агни и активизирует пищеварение. Хороший вкус пищи необходим для пробуждения нашего Агни и, следовательно, для хорошего пищеварения.
По этой причине пресная пища может оказаться недостаточно питательной, несмотря на достаточное содержание минералов и витаминов. Без активации Агни нет истинной силы пищеварения. Поэтому аюрведическая медицина всегда включала в себя учение о приготовлении пищи с использованием специй.
Во время болезни мы теряем аппетит и ощущение вкуса. Аппетит, вкус и сила пищеварения взаимосвязаны. Отсутствие ощущения вкуса указывает на наличие лихорадки или болезни, на низкий Агни и высокую Аму. Для улучшения Агни и устранения болезни необходимо повысить ощущение вкуса. Поэтому в аюрведической науке о травах специям придается большое значение. К сожалению, сегодня из-за употребления различных искусственных веществ мы извратили свое ощущение вкуса.
Ощущение вкуса относится к элементу воды. Растения как жизненная форма также принадлежат к элементу воды. Таким образом, именно вкус растения отражает энергии и элементы, действующие в нем.
Дождевая вода первоначально не имеет вкуса, но в скрытой форме в ней присутствуют все вкусы. Они собираются, когда падающий дождь проходит в атмосфере сквозь все пять элементов и вбирает их свойства.
Аюрведа выделяет шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий. Они происходят от пяти элементов, и каждый вкус образован двумя такими элементами. Сладкий вкус состоит из элементов земли и воды, кислый — из земли и огня, соленый — из воды и огня, острый — из огня и воздуха, горький — из воздуха и эфира, вяжущий — из земли и воздуха.
Сладкий вкус — это главным образом вкус Сахаров и крахмалов. Кислый — вкус кислот и забродивших продуктов. Соленый — вкус соли и щелочей. Острый — это пряный и едкий вкус, часто он оказывается ароматным. Горький — это вкус горьких трав, таких как горечавка или «золотая печать». Вяжущий вкус характеризуется стягивающим действием, которым обладают, например, растения, содержащие танины (в частности, кора дуба).
Хотя шесть вкусов передают свойства пяти элементов, все они основаны на элементе воды, который и проявляет их. Лишь когда язык влажный, мы можем распознать вкус.