индивидуальность, сознание, сущность. Во всем сущем присутствует также Пракрити—сила проявления, потенциал творческого развития.
Из этих двух великих сил в их изначальном единении рождается Космический Разум, Махапи который содержит в себе семена всего проявленного мира и все законы природы.
Космический Разум присутствует в человеке в виде интеллекта, Буддхи. Это средство пробуждения, достигающее полного развития, когда человек становится просветленным, Буддой. Буддхи — это наша способность к восприятию, наше умение отличать реальное от нереального.
Однако этот интеллект в процессе своей эволюции в материальные формы может породить ощущение обособленного Я, эго, или Ахамкару. Это—принцип разделения, поскольку наше ощущение обособленности отделяет нас от единства жизни.
В свою очередь, эго порождает обусловленный ум или обусловленное сознание, именуемое Манас, которое, будучи нашим самоосознанием, создает вокруг нас защитное мыслеполе, в котором мы оказываемся ограниченными и связанными. Это приводит к нашему соединению с коллективным бессознательным, Читтой, являющейся хранилищем мыслей всех ограниченных форм интеллекта. Из-за связи с Читтой мы остаемся под влиянием скрытых тенденций, побуждений и импульсов ранних стадий эволюции — животного царства и того, что было до него.
Цель аюрведы — чтобы человек жил в полной гармонии с Космическим Разумом, благодаря чему его собственный интеллект совершенствуется так, что он возвращается к единству с природой, а через природу — к своему истинному Я, Пуруше. Такова духовная основа аюрведы, которая идентична духовной основе йоги. Это одновременно и основа аюрведической психологии.
Для достижения этой цели необходимо пробудить интеллект, Буддхи, с помощью которого мы сможем выйти за рамки влияния эго. В основе любого отклонения от природы лежит эго. Здоровье естественно — это природа, Пракрити. Болезнь же неестественна — Викрити. Таким образом, все заболевания, за исключением тех, которые обусловлены течением времени, происходят от психологического дисбаланса, вызываемого ненужным ощущением обособленности Я.