Сознание — не просто мысль, интеллект или разум. Это — ощущение себя исполненным жизни и связанным со всей остальной жизнью. Сознание как чистое ощущение присутствует уже в растении, оно сокрыто в камне и даже в атоме — притяжение и отталкивание, происходящие на элементарном уровне, подобны любви и ненависти, приязни и неприязни. Поэтому древние мудрецы Индии считали, что существует единое Я, которое и является основой всего существования: единство жизни — это единство сознания.
Под этим они подразумевали, что каждое живое существо является чувствующим, и на уровне сознания все является человеческим. Истинная человечность, т.е. человеческий способ ощущения жизни, находится в сердце всей жизни. Растения и животные иногда проявляют эту человечность более ярко, чем некоторые люди, которые закоснели в своем обособленном ощущении человечности. Только когда мы будем рассматривать все существующее как человеческое по своей сути, мы сможем достичь поистине человеческого существования. Такой урок преподносят нам растения, чья жизнь уходит корнями в единство природы. Учась у них, мы можем обрести лучшее понимание самих себя.
Человек как микрокосм содержит в себе все стихии, все минеральные, растительные и животные царства. В растении скрыт потенциал человеческого существа. И наоборот: в человеке присутствует основная энергетическая структура растения. Можно сказать, что наша нервная система—это дерево, растительная сущность которого человечна. Поэтому растения обладают способностью прямого общения с той сутью чувствования, которой отличаются человеческие существа.
Растительное царство существует для приведения чувства в проявленное состояние. На уровне растений чувство присутствует в чистой и пассивной форме. В животном царстве и у людей оно проявляется более активно и обособленно, но зачастую не так красиво. В растениях сознание находится на первозданном уровне единства, поэтому оно более психично и телепатично.
Различные формы жизни являются как бы станциями для приема и передачи энергий, питающих все живое. Каждое существо предназначено для питания других и, в свою очередь, само получает питание. Таким образом, каждое царство природы служит для получения и передачи жизни. Жизнь передается и через солнечный свет, и через звездные (астральные) силы.
Земля, подобно гигантскому принимающему устройству и передающей станции, вдыхает и выдыхает звездные и космические силы. Их сущность, впитываемая ею, растет и развивается в виде жизни. Не все эти силы материальны, они включают в себя и тонкие энергии духовной природы. Растения передают жизненные эмоциональные импульсы, жизненную силу, которую несет свет. Это—дар, милость, сила растений.
Растения передают нам любовь, животворящую силу солнца, энергию, которая подобна энергии всех других звезд. Получаемые от растений космические энергии обеспечивают питание и рост наших астральных тел. В этом смысле жизнь растений—это великое жертвоприношение. Они предлагают нам не только самих себя в качестве пищи, но и весь свет, всю любовь звезд, любовь космоса, вестниками которого они являются. Они преподносят нам вселенский свет с тем, чтобы мы могли войти во вселенскую жизнь. Они существуют для нашего как психического, так и физического питания. Наши чувства, затем, являются нашими собственными внутренними растениями, нашими собственными внутренними цветами, которые растут в соответствии с нашим восприятием окружающей нас жизни.
Творение — это свет. В Ведах, древних священных текстах Индии, бог Агни, олицетворяющий принцип Огня и божественную Мудрость - Волю, создает миры и изменяет их путем ряда самотрансформаций.
Растения существуют для преобразования света в жизнь, человеческие существа — для преобразования жизни в сознание, любовь. Свет, жизнь и любовь — одно целое, в котором каждая часть является выражением другой. Это — три измерения одного и того же существования. Растения преобразуют свет в жизнь при помощи процесса фотосинтеза. Человек преобразует жизнь в сознание при помощи процесса восприятия. В непосредственном восприятии видящий является видимым, наблюдающий — наблюдаемым. На санскрите слово «растение» будет osadhu что буквально означает вместилище или ум, dhu в котором происходит огненная трансформация, osa. В Ведах это могло означать не только растения, но и все сущности творения.
Человеческие существа представляют собой «растения» сознания. Растения осуществляют такой же процесс трансформации, что и люди, но на «менее высоком уровне» эволюции, этим они питают наш ум и нервную систему, обеспечивая процесс трансформации, происходящий в нас. Как внизу, так и наверху; вся Вселенная являет собой метаморфозу света.
Во внешнем мире Солнце находится в центре и является источником света и жизни. Во внутреннем мире также есть солнце, которое занимает центральное положение в нем и является источником жизни. Это внутреннее солнце есть наше истинное Я, которое древние называли Пуруша или Атман. Растения связывают нас с внешним Солнцем, наше внутреннее растение — наша нервная система—связывает нас с внутренним солнцем. Установление связи между внешними растениями и внутренним растением замыкает цепь света и жизни и устанавливает свободный поток осознавания, в котором ум обретает свободу. Это соединение двух солнц, внешнего и внутреннего, и создает праздник жизни.
Правильное использование растения, при котором высвобождается его истинная сила, подразумевает общение и единение с ним. Растение, когда мы находимся с ним в единстве, оживляет нашу нервную систему и укрепляет наше восприятие. Это означает, что растение должно рассматриваться как нечто священное, как средство общения и единения со всей природой. И тогда каждое растение, подобно мантре, поможет обрести потенциал космической жизни, проводником которой оно является.
По этой причине многие древние люди относились к растительному царству с большим почтением. И это не суеверный страх или чувственность по отношению к красоте— это восприятие силы, которую дают нам растения. Сила обретается не просто путем употребления растения в пишу, а через наше полноценное общение с ним.
Именно так и подходили мудрецы древней Индии к целительству и использованию трав. Их наука была не экспериментом, который подразумевает наличие некой дистанции, разделения между наблюдателем и наблюдаемым, субъектом и объектом, а непосредственным участием. Ведь без общения с душой растения изучается лишь его мертвое тело. Непосредственное восприятие, медитация — это путь познания, характерный для йоги. Йога позволяет раскрыться истинной сущности вещей. Когда это происходит, наступает полное раскрытие материального и духовного потенциалов.
При помощи йоги мудрецы давали растениям возможность беседовать с ними. И растения открывали свои тайны, многие из которых относятся к несравненно более тонкому уровню, нежели те, которые можно обнаружить посредством химического анализа. Такой подход к растениям—не как к объектам, способным удовлетворить наши потребности, а как к составной части нашего собственного единства, — раскроет для нас истинную ценность растений.
Таким образом, стать настоящим специалистом по травам значит стать провидцем. Это значит — стать достаточно чувствительным к бытию трав, чтобы общаться с растительным светом Вселенной. Это значит — учиться слушать растения и беседовать с ними, как мы беседуем с другими людьми, и рассматривать их как своего наставника.