Часть первая Таинственные ессеи
Глава 15
Моисей и Иезекииль
Моисей
История Моисея была хорошо известна Садди и имела для него большое значение, ведь он был наставником и преподавал Тору, в состав которой входили и Законы Моисея. Я добыла множество кусочков этой истории во время трех различных сеансов, собрала их вместе, и они прекрасно совпали. Б них мы найдем еще больше удивительных несоответствий известным сюжетам, чем в какой-либо из библейских историй, услышанных мною от Садди, - историй необычных, но все же вполне убедительных.
Уже с самого начала этот рассказ не походит на известную нам библейскую версию. Из уроков в воскресной школе мы вынесли историю о младенце-Моисее, который родился от еврейской женщины, был упрятан в корзинку из тростника, где находился до тех пор, пока его не нашла дочь фараона, воспитавшая найденыша во дворце как своего собственного сына. А вот такова эта повесть в изложении Садди.
С: Его мать была египетской царевной.
Д.: А нам рассказывали, что он родился от еврейки.
С: Нет! У него отец был еврей. (В его голосе послышалось -раздражение.) А то была история, которую пустили в ход позже, чтобы оградить ее от еврейского ребенка с его еврейским отцом. Моисей был сыном царской дочери.
Д.: А почему надо было что-то скрывать?
С: Потому что в то время все евреи уже стали в Египте рабами. И хотя Моисей благородного происхождения - говорят, он принадлежал к дому Иосифа, он все же был еврейским рабом в Египте. Я думаю, историю сочинили, чтобы уберечь мать, вот и сказали, что ребенка нашли. Сказали, что его нашли в реке, в корзинке из тростника. Но это неправда.
Д.: Он был воспитан во дворце фараона? А позже не случилось ли чего-то такого, что заставило его бежать?
Согласно библейской версии, после того, как Моисей вырос, он случайно совершил убийство. Когда фараон услышал об этом, он хотел убить Моисея, но тот, чтобы спастись от царского гнева, бежал в пустыню. Версия Садди расходилась с каноническим текстом и здесь.
С: Он не был вынужден бежать. Он узнал, что его отец - раб. А раз отец раб, то и он тоже раб. И он сказал, что ему надлежит жить со своим народом. Это было частью обучения, которое должно было обратить его к добру, чтобы он мог выдержать то, что ему предстояло.
Д.: Похоже, наши истории несколько отличаются. Мы слышали о том, что Моисей удалился в пустыню.
С: Его услали в пустыню за то, что он осмелился полюбить царевну Нефертари, которая должна была стать женой фараона. Вот потому-то его и услали в пустыню. Это было уже после того, как он решил стать рабом. Если бы он все еще оставался царевичем Моисеем, его бы в пустыню не отправили. Рамзес узнал, что Нефертари любит Моисея, и взревновал. Оттого-то он и решил, что отослать соперника в пустыню - значит убить его. Оттого-то он и полагал, что с Моисеем покончено. Он не знал, что Моисее был под рукой Яхве.
Д.: Как же он узнал о своем предназначении, если он был в пустыне? (Я имела в виду известный нам всем рассказ о Боге, который говорил с Моисеем из горящего куста.)
С: Не знаю! Я там не был! Я слышал, что его посетили ангелы. Я слышал, что он просто открылся своей внутренней сущности. Много чего рассказывают. Я думаю, это все произошло во многом оттого... Он просто не мог этого терпеть. Он был свободен и счастлив, а его народ пребывал в египетском рабстве.
Д.: У нас рассказывают что-то о горящем кусте.
С.: И я такое слышал - будто бы Бог посетил Моисея в виде горящего куста. (Вздыхает.) Для меня это выглядит как-то странно. Зачем Богу сжигать один из своих кустов, чтобы привлечь внимание обыкновенного смертного? Почему бы ему просто было не сказать: "Я - Яхве, и ты будешь слушать Меня"? Я думаю, Он обращался к душе Моисея и Моисей слушал. Некоторым людям очень нелегко поверить, что кто-то может слышать Бога внутри себя. Им нужна какая-то внешняя форма, чтобы сказать: "Да, Бог говорил со мной". А чтобы услышать Бога, нужно всего лишь открыть свое сердце, и вот Он уже там, в каждом вздохе и каждом мгновении. Надо только услышать.
Несомненно, это кажется слишком простым для того, чтобы быть принятым большинством людей. Я спросила Садди, знает ли он историю о Красном море, и такова ли эта история, как та, к которой мы привыкли.
С: Кто знает? Ты имеешь в виду, про то, как они перешли Красное море? В некоторых рассказах говорится, что море расступилось, но это неправда. А правда такова, что они просто взяли и перешли. Они умели... Как это сказать? В общем, с помощью всеобщих мыслей и усилий получилось так, что энергия подняла их. Так, что, как говорят, они даже ног своих не замочили.
Д.: Ты хочешь сказать, они шли по воде или плыли поверх вод?
С: Да. Некоторые могли утверждать, будто воды расступились, ведь когда они шагнули туда, они не коснулись воды. (Он впал в расстройство из-за своей неспособности дать удовлетворительное объяснение.) Приложить энергию так, чтобы идти по воде, или как ты там это ни назовешь, это согласно природе. Это не противоречит природе. Просто берешь и подстегиваешь, направляешь энергию так, чтобы поверхность стала твердой. Понимаешь? Заставить море расступиться-это совершенно противоречит природе. Когда ты делаешь что-то, используя законы энергии, нужно всегда поступать согласно природе. Поступать противно ей - значит сместить что-то со своего места, причинить большое зло и большой вред. Нас в общине обучают использовать энергию подобным образом. Возможно все, если с верой. Надо верить.
Д.: Но через море переходили очень много людей. Ты что, думаешь, они все верили?
С: Нет. Но верило достаточное количество, чтобы осуществить такое, а остальные следовали за ними. А вот люди фараона не имели веры или способностей, чтобы сделать так же, поэтому, когда они ступили на воду, они попросту... камнем пошли ко дну.
Хотя я и не понимала того, что было столь очевидно и просто для него, я перешла к следующей загадке, связанной с Моисеем: к Ковчегу Завета.
С: Это ковчег Моисеева договора с Богом, да. Это... Как сказать? Канал, по которому можно общаться с Яхве. Это средство общения с Ним. Это еще и средство энергетического обмена. Говорят, в нем хранятся все тайны мира и Вселенной.
Д.: Рассказывают, что в нем хранились Десять заповедей.
С: Да, скрижали находятся там, но говорю же, что это канал, связывающий с Яхве. Это часть чего-то, что было гораздо более значительным когда-то, в другие времена. И нам было позволено хранить некоторые из тайн. Таким способом ты можешь познать тайны всего сущего. Левиты хранят тайны ковчега. Они сыны Аароновы.
Д.: Где ковчег сейчас? Он все еще существует?
С: Он сохраняется. Они (левиты) сохранили его тайны в своей среде. Рассказывают, что во времена Вавилона и позже его несколько раз захватывали цари и императоры, которые желали подчинить силу ковчега своей воле. И от того, что они так поступали, погибали их царства. А ковчег снова перепрятывали много раз. И сейчас его снова прячут. Это был дар. Моисею и Аарону были дарованы знания, чтобы построить ковчег. А потом Яхве осознал, что человек еще к такому не готов. И поэтому человек должен быть огражден от этого. Энергия была слишком мощной.
Д.: Можно ли разрушить ковчег?
С: Нет, никогда. Он может быть разрушен только деянием или волей Бога. Он охраняется левитами.
Д.: Мне всегда говорили, что ковчег опасен.
С: Да, для тех, у кого нечистые сердца и неправедные намерения. Тогда он убьет тебя. Уровень энергии ковчега настолько высок, что может вызвать остановку сердца или прекращение работы мозга. Может вызвать уход души из тела.
Д.: И поэтому-то Яхве считает, что человек еще не готов к обладанию ковчегом?
С: Потому что многие годы человек пытался подчинить ковчег своей воле, чтобы делать то, что он хотел делать с помощью ковчега. Говорят, что тот, кто завладеет ковчегом, мог бы править миром. Вот почему он находится в потайном месте.
Д.: А будет ли человек когда-нибудь готов к чему-то подобному?
С: Кто я такой, чтобы судить? На это можно только надеяться. Говорят, от ковчега погибло множество людей.
Одно время он стоял во внутреннем святилище храма Соломона. Но его мощь почти разрушила внутреннее святилище, и оттуда он был также унесен и спрятан.
Д.: Как ты думаешь, Ковчег Завета имеет какое-то отношение к тому, что евреи смогли перейти через Красное море?
С: Ковчега с ними не было. Его построили только... После сорока лет хождения. Он был позже выстроен, чтоб держать в нем скрижали и папирусы с законами. Моисей сделал внешнюю оболочку, Калуу доставили источник энергии, который поместили внутри.
Д.: Люди так сильно переделали эти сказания... Наши истории не похожи на ваши.
С: Говорят ведь, что всякий раз, когда человек развязывает язык, чтобы рассказать сказку, он немного приукрашивает ее узорами, да.
Согласно известному нам библейскому рассказу, евреев, после того, как они перешли Красное море, вело облако дыма днем и облако огня ночью. Садди такого никогда не слыхал.
С: Говорят, что посох Моисея - на нем был большой кристалл, который светился. И тем самым показывал, куда идти.
Это был еще один сюрприз. Как явствует из рассказа Садди, если люди шли в верном направлении, кристалл светился, но, когда они сбивались с пути, он тускнел.
С: Рассказывают, что, когда они так долго скитались, пройдя часть своего пути, - так случилось оттого, что Моисей утратил веру и пошел в том направлении, куда хотели люди, вместо того чтобы идти туда, куда его вели... То есть у него появились сомнения. Он утратил великую веру, которая давала ему возможность делать то, что он сделал. А несогласные твердили: "Нет, нет, ты не туда ведешь нас Пойдем-ка мы вот сюда". И вот на сей раз они сбились с пути. Потом, говорят, Моисей уже не мог выносить того, что они заблудились, - а он это знал и знал, что его люди умирают и страдают. И он воззвал к Яхве, сказав, что будет следовать за Ним, если Он спасет людей. И Он, как говорят, снова повел Моисея.
Существует также рассказ о том, как люди чудесным образом обрели пищу и воду, чтобы поддерживать свои силы во время скитаний по пустыне.
С: Рассказывают, что манна росла на деревьях. Говорят, она как хлеб, который называется манна, вот потому ее так и назвали. В пустыне есть кустарники, а на них семена. Когда они раскрываются, в них.есть такое... Ну, как это объяснить? Пригодное для еды, поддерживает силы. И рассказывают, что вот на этих семенах они только и жили. Я таких кустов никогда не видел, поэтому не знаю. А где росли эти кусты, там люди смогли ударить в землю посохом и пошла вода, и так им стало что пить.
Д.: А у жезла Моисеева были какие-то особенные свойства? Он использовался для совершения многих чудес.
С: Моисей свой посох нашел. Рассказывают, что этот посох мог искать воду и вещи, но это сможет любой посох, если им правильно пользоваться. Рассказывают, что кристалл на нем был из тех вещей, которые передавались из поколения в поколение. Что Авраам принес его с собой и его передавали и передавали следующим поколениям. А Иосиф взял его с собой в Египет, в землю фараона. Был он там и впоследствии, когда начался плен египетский. И кристалл передавался от отца к сыну. Рассказывают, что отец Моисея - а он был еврей - подарил ему кристалл, когда Моисей стал мужчиной. Говорят, что одно время он носил его на шее. Это то, что принадлежит Яхве, поэтому оно и охранялось.
Д.: Ты думаешь, Моисей знал, какая в нем была сила?
С: Я не Моисей, не могу сказать. (Мы рассмеялись.) Рассказывают, что когда ранее Иосиф прибыл в Египет, евреи были в большом почете. А потом их стало так много, что некоторые египтяне взревновали. И большое число евреев было обращено в рабство. И от них пошли те люди, которые пересекли Красное море, - люди, которые последовали за Моисеем. Это были они, их потомки, потомки людей Иосифа.
Д.: Как Моисей сумел заставить фараона отпустить евреев?
С: Фараон был ему брат. Они выросли вместе. Он мог убедить его различными способами, а некоторые утверждают, что и с помощью колдовства. Он наслал на египтян казни.
Я с детства была наслышана о казнях Египетских и всегда находила их чарующими. О них упоминается в книге Исход, 7-12. Может быть, вот он, шанс выяснить, что они значили, с точки зрения Садди. В Библии упоминается десять казней:
1. Вода в реке превратилась в кровь.
2. Лягушки.
3. Мошки.
4. Песьи мухи.
5. Моровая язва, то есть скотская чума, или ящур,
6. Нарывы.
7. Град и огонь.
8. Саранча.
9. Тьма.
10. Смерть первенцев (в результате чего была учреждена еврейская пасха).
Д.: А эти казни действительно имели место?
С: Да, но большинство из них... Моисей-то был очень умный человек. Вот взять те казни, когда, говорят, небо потемнело и воды окрасились в красный цвет. Рассказывают, что, когда небо потемнело, он узнал, что выше по течению... Ему дали знать, что там случилось извержение вулкана. (Садди с трудом подобрал слово.) А ужас от вида кровавых вод? Он знал, что через пару дней такое случится, потому что выше по течению у земли такой цвет. И если она попадет в реку, ее воды станут красными. Моисею об этом дали знать. Может быть, была и саранча и другие твари. Я не знаю, все ли эти казни случились. Но я точно знаю, что некоторые из них знали о том, что что-то случится.
Д.: Весьма умный человек. Так ты думаешь, что на самом деле многое из этого не было гневом Яхве?
С: Все, кроме последней, - нет. В последней казни - начало пасхи. Эта казнь была гневом Божьим, да. Так совершилось, потому что Яхве пообещал, что будет послан Ангел Смерти. Быть мстительным - это как-то не слишком похоже на того Бога, которого я знаю. Но и стереть всех людей с лица земли, как Он сделал, когда говорил с Ноем и велел ему построить большой ковчег - это тоже не похоже на того Бога, о котором знаю я. Такое не похоже на моего Бога, но об этом нам рассказывали. Говорят, что одной из казней были нарывы. Говорят, что это признак смертельной болезни, которая разносится крысами. А двери окрашивали, я думаю, скорее для того, чтобы израильтяне остались здоровыми, чем для того, чтоб египтяне были поражены. Я думаю, евреи считали, что они... ограждены от болезни.
Д.: Да, в истории рассказывается, что евреи окрашивали двери и это побуждало Ангела Смерти проходить мимо.
С: Так говорят. Я еще слышал, что они развешивали в домах всякие травы.
Д.: Так ты полагаешь, что это была болезнь, которую разносили крысы, а нарывы - один из симптомов?
С: Да, именно так мне и рассказывали. Так думают наши учителя - что это очень даже вероятно.
Д.: Предполагалось, что эта казнь поразит только первенцев.
С: Нет, не только первенцев. Она поразила первенцев и половину народа египетского. Говорят, что, когда Моисей обратился к фараону, он заявил, что казнь постигнет царского первенца. Не было сказано, что Он поразит первенцев всех египтян. Сказано только: это было то, что Моисей увидел и что это должно было произойти. Он не накликал беду, он ее предсказал.
Д.: В нашей истории сказано, что Яхве совершил это, чтобы заставить фараона освободить евреев.
С: Я думаю, это дело настолько же Божественное, насколько и человеческое. Ну а Моисей-так ведь умея хоть немного предвидеть, человек много чего может сделать.
Д.: Говоришь, он и к колдовству прибегал?
С: Ну да, некоторые люди назовут это так - умение видеть, что случится, до того, как это произошло.
Д.: Ты уже рассказывал нам, что в вашей общине есть наставники, которые это умели. Мог Моисей быть наставником, опытным в этом деле?
С: Очень даже возможно. Сказано ведь, что его отец был служителем веры, а его мать, конечно, была египетской царевной. Его обучали не только еврейские священники, но и египетские жрецы. Он был наполовину египтянин, так почему бы ему не учиться таким способом?
Удивительно, что может произойти, когда непредвзятый ум знакомится с оригинальной идеей. Внезапно я смогла увидеть в новом свете то, что принимала как данность всю мою жизнь. Идея была радикальной, но можно ли было объяснить казни Египетские подобным образом? Садди утверждал, что воды реки окрасились в красный цвет из-за ухудшения погоды выше по течению. В Библии говорится, что река "воссмердела" и люди не могли из нее пить. Не могло ли такое явление быть вызвано тем, что вулкан изверг в реку серу? Любой деревенский житель скажет вам, что это природное соединение может сделать колодезную воду непригодной для питья. А вода с серой, безусловно, может источать зловоние.
Лягушки выбрались из реки и покрыли землю. Это тоже могло быть вызвано происходящими переменами. Животные очень чувствительны к изменениям в природе. Когда все лягушки передохли, египтяне сгребли их в вонючие кучи. Таково возможное естественное происхождение такой казни, как мухи, которые были привлечены дохлыми лягушками. Садди говорил, что тьма явилась в результате извержения вулкана, и этим можно объяснить также и град с огнем. Этот феномен иногда случается во время извержений.
Садди утверждал, что казнь, которая повлекла гибель людей и установление пасхи, заключалась в болезни, распространяемой крысами. Тогда можно объяснить и казнь в виде мошек, так как известно, что блохи переносят возбудителей бубонной чумы. Болезни животных и нарывы как симптомы у людей, возможно, связаны между собой. Расплод саранчи, еще одна казнь, мог иметь естественное происхождение, а мог стать результатом атмосферного возмущения, вызванного извержением. Удивительно, как все эти объяснения становятся на свои места! Мы должны считать их реалистичными, хотя нам такое никогда даже в голову не приходило, пока Садди не познакомил нас с этой идеей.
Евреи стали рабами, и их поселения были изолированы от тех мест, где жили египтяне. Оставаясь в своих домах в ожидании той поры, когда Ангел Смерти завершит свой обход, они соблюдали своего рода добровольный карантин. Они держались в отдалении от крыс - разносчиков заразы и от заболевших людей. Это интересная мысль, которую можно всячески развивать.
Д.: А когда Моисей впервые получил заповеди? После скитания по пустыне?
С: Да, он сначала услышал голос Яхве, а затем направился к горе Синай. И он взошел на гору и, говорят, там общался с Богом и получил от Бога эти законы.
Д.: А ты думаешь, он и вправду говорил с Богом?
С: Да, говорят, что, когда он спустился с горы, он был не похож на себя, на прежнего, каким он туда поднялся. Я думаю, он очень сильно был непохож на себя. Он был открыт знанию и чему-то большему.
Д.: Как Бог даровал Моисею заповеди?
С: Не знаю точно. Они были начертаны. Кое-кто утверждает, что они были начертаны перстом Божьим. Я же думаю, что это больше похоже на то, как некоторые наши люди пишут на свитках. Это выходит через них. Когда они пишут на свитках, это происходит без усилия мысли. Я думаю, у Моисея было что-то подобное. Заповеди были выдавлены на глиняных табличках (на таких, какие брали ученики в Кумране для упражнений в письме). Он сошел с горы с Законами Божьими, и рассказывают, что от него шло сияние, так что даже воздух вокруг него мерцал. А к тому времени, как он спустился, они изготовили золотого истукана, посвященного Ваалу и Дуру (так я расслышала), уже нарушая большинство заповедей. Говорят, что в своем гневе на них он вдребезги разбил таблички и должен был пойти, чтобы заповеди были записаны снова. Испытав прикосновение Бога и славу Его, он не мог перенести того, что его народ столь низок. Он не мог этого понять, и счел, что они не заслуживают никакого слова Божия. Моисей, говорят, славился своим крутым нравом, поэтому, возможно, все так и было.
Д.: Почему же люди сотворили истукан Баала?
С.: После сорока лет скитания по пустыне, когда у них вдруг появилось время посидеть и поделать то, что им было угодно, они немного рехнулись. С ними оставался Аарон. Но Аарон не такой волевой, как его брат, он был более податлив.
Д.: Долго Моисей пробыл на горе?
С: Не помню. Кажется, год, не знаю точно.
Библия утверждает, что Моисей был так разгневан поступками своего народа, что не только разбил скрижали, но и вызвал гибель тысяч своих соплеменников в приступе ярости. Садди с этим не согласен. Он утверждает, что гнев Моисея выплеснулся, когда он разбил скрижали.
С: У него не было над ними власти. У них было самоуправление. Моисей снова сделал записи на табличках. Не знаю, поднимался ли он для этого на гору опять. Но на сей раз люди были куда смирнее. И позже они нашли землю, которая была им обещана. Рассказывают, что Моисею не было позволено ступить на эту землю и он умер раньше. Это все потому, что он сомневался и следовал чужим желаниям. То есть, когда возникло сомнение, он перестал идти за проводником - за кристаллом, который был ему дарован Яхве. Он сам показал, что еще не готов, что ему еще нужно время. Пришло в землю обетованную уже новое поколение. Уже не то, что скиталось по пустыне. Я думаю, Аарон был единственным из старших, кто дошел до земли обетованной. О Моисее есть много историй, он был очень мудрым.