Часть первая Таинственные ессеи
Глава 16
Сотворение мира, катастрофа и Калуу
Ной
Меня всегда очень увлекало библейское предание о Ное и его ковчеге, и мне было интересно услышать, что по этому поводу скажет Садди.
С: Всю историю о всемирном потопе пронизывает идея надежды. Возможно, поэтому данное предание так нравится тебе. Оно демонстрирует приход светлого будущего, невзирая на мрачное настоящее. Говорится, что Ной был выдающейся личностью и очень хорошим человеком. Бог видел и приветствовал это. Ной вел праведный образ жизни, следовали заповедям Яхве и все его сыновья.
Д.: Почему Яхве вызвал всемирный потоп?
С: По моему мнению, его еще вызвало постоянное надругательство над землей. К тому же я слышал, что все это произошло до того, как все окончательно сформировалось, примерно во времена мощного энергетического взрыва. В результате последнего могла испариться вода морей и океанов и обрушиться на землю проливным дождем.
Но я не думаю, что все дело тут в ливне, который длился сорок дней и ночей. Этого было бы недостаточно. Дождь действительно мог идти так долго, но, по-моему, здесь не обошлось без перераспределения границ воды и тверди. Я думаю, что наряду с проливным дождем, приведшим к наводнениям, в те времена наблюдались и другие перемены. Кроме того, сказано, что Ной взял с собой на ковчег семь пар чистого скота и две - нечистого.
Я попросила Садди рассказать о чистых и нечистых животных.
С: Чистой считается жующая жвачку скотина с раздвоенными копытами. Свинья имеет раздвоенные копыта, но она не жует жвачку и поэтому относится к нечистым животным. Рогатый скот и овец разрешается забивать и употреблять их мясо в пишу, поскольку они являются жвачными с раздвоенными копытами. У жующего жвачку верблюда ноги заканчиваются чем-то наподобие подушечек. Они раздвоены, но совершенно отличаются от копыт. Поэтому верблюжье мясо не едят. У лошади и осла копыта не раздвоены, и они считаются нечистыми. Бог велел Ною взять семь пар чистого скота, то есть животных, мясо которых съедобно. Они должны были размножаться и обеспечивать запас пищи. Кроме того, ему было велено построить большой ковчег определенных размеров. Я их не помню. Все смеялись над Ноем, так как он строил свой огромный корабль посреди пустыни. Его называли сумасшедшим. Он же предостерегал их, говорил, что с ним разговаривал Яхве и скоро гнев Его обрушится на землю. Но слова Ноя вызывали лишь смех. Ему советовали не рассказывать сказки.
Люди не понимали, что делали, что все произойдет из-за них самих. Они не хотели даже поверить в неотвратимость беды. Ведь ее насылал сам Бог. Предостережением пренебрегли. Ной взял на ковчег жену и сыновей своих с женами их и детьми. Запасся провизией и всем необходимым. Говорится, что плавание длилось примерно два лунных месяца. Шестьдесят дней... нет, пятьдесят девять. Были и знамения. Вначале Ной выпустил голубя. Тот полетал и возвратился обратно. Позднее был выпущен ворон, который не вернулся. Отсюда следовало, что он нашел что-то. После чего Ной снова выпустил голубя. Птица прилетела обратно с веточкой кустарника в клюве. Я не знаю, какого именно. Стало ясно, что голубь обнаружил сушу. Им удалось отыскать это место на возвышенности. Они вышли из ковчега и начали строить цивилизацию. Но первым делом они возблагодарили Яхве за свое спасение, так как все остальные погибли.
Я удивлялась, почему Садди ничего не говорит о радуге завета?
Д.: А происходило ли еще что-нибудь важное в те времена?
С: Хам сделал что-то не понравившееся Ною, и его детей изгнали.
Где же моя радуга? Я намекала о знаке, который Яхве явил им в обещание того, что Он больше никогда не нашлет на землю потоп, но в варианте Садди ничего подобного не было. В конечном счете я решила спросить его напрямую.
Д.: Наши предания несколько разнятся. В известной мне версии говорится еще о радуге. Когда спасшиеся высадились на сушу, Яхве сотворил в небе радугу и сказал: "Это мое обещание. Я никогда не повторю такого снова".
С: Звучит красиво, но мне ничего об этом не известно.
Д.: Значит, у вас нет предания о том, откуда взялась радуга?
С. (смеется): Она была все время! Я не задавался вопросом о ее происхождении. Некоторые говорят, что радуга является знаком того, что Яхве доволен и улыбается. Она очень красива.
Но я помню другое. В те времена люди могли напрямую общаться друг с другом. Они решили: "Давайте сделаем нечто грандиозное и будем такими же великими, как Яхве, а потом найдем способ стать еще могущественнее". За гордыню Яхве лишил их способности обмениваться мыслями, и человек оказался нем. В мире воцарила сумятица. Только впоследствии люди научились общаться с помощью речи, раньше в ней необходимости не было. Это мне что-то напоминало. Возможно, отсюда пошла история о Вавилонской башне и смешении языков. Злоупотребление привело к потере телепатических способностей.
Д.: А раньше люди могли общаться друг с другом на расстоянии?
С: Да, свободно. Но из-за их высокомерия их лишили такого умения. Человек нарушал законы природы и поплатился за это. Он спровоцировал массовые разрушения. Говорят, что разверзлась сама земля, будто желая стереть людей со своего лица.
Я поинтересовалась у Садди, была ли это та же самая катастрофа, о которой он упоминал раньше в связи со странствующими Калуу.
С: Не знаю. Знания доходят до нас частями и обрывками. Нам приходится складывать их в единое целое. Иногда чего-то недостает. Мы стараемся восстановить истину.
Д.: Собрать все имеющиеся фрагменты вместе и посмотреть, получается ли нечто связное. Именно поэтому меня интересует твой рассказ. При переводе книг с одного языка на другой их содержание нередко искажается.
С: Иногда даже намеренно.
Д.: Да. В наших книгах все несколько иначе.
С: Что ты имеешь в виду? Как они могут отличаться от Торы, творения Бога? Почему?
Д. (мне снова пришлось на ходу подыскивать объяснение): Понимаешь, в наше время люди говорят на разных языках. И при переводе с одного языка на другой несколько изменяется значение слов.
С. (прерывает): Ясно. Наверное, здесь также играет роль личность человека, который делает перевод?
Д.: Вполне возможно. Тебе понятно, потому что у вас тоже есть разные языки.
С: Да, люди уже не говорят на одном языке. Человек своими злодеяниями сам наказал себя.
Д.: У некоторых моих современников ошибочные взгляды.
С: С каждым пересказом история обрастает деталями.
Д.: И неточностями. Нам еще многое предстоит узнать, не так ли?
С: Перестать познавать означает умереть.