Главная  | О сайте  | Обратная связь |           Целительство -     Анималотерапия
Лошади - Иппотерапия
В настоящее время врачи-терапевты стали интенсивно внедрять в практику лечения болезней методы анималотерапии. Уже достаточно широко известны "терапевтические" способности различных животных. Одной из разновидностей анималотерапии является иппотерапия. Во все времена люди инстинктивно тянулись к лошадям.

Многие знают: стоит подойти к вороному, погладить, почистить его - и уходит усталость, проходит головная боль. Оказывается, у лошади очень сильное биополе. Известно, что только два существа способны подпитывать человека позитивной энергией - кони и дельфины.

Исследования Техасского колледжа ветеринарии показывают: пожилые люди - владельцы собак - посещают врачей в четыре раза
реже, чем их сверстники, не имеющие дома четвероногих питомцев. Несмотря на это, анималотерапию сложно назвать досконально изученной. И тем более она не претендует, в отличие от практически всех нетрадиционных терапий, на то, чтобы лечить человечество от всех известных и неизвестных недугов. В основном ее практикуют в центрах реабилитации для инвалидов - на Западе почти в каждом, у нас в нескольких. Психологи рассказывают, что общение с животными помогает обрести состояние душевного комфорта, что всегда особенно сложно дается инвалидам.

Иппотерапия - лечение с помощью лошадей (от греческого "hippos" - лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).

Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с темными мыслями.

А еще в I тысячелетии от Рождества Христова лошадью в буквальном смысле этого слова лечили многие затяжные болезни. Конина, например, называемая не иначе как "великое мясо", относилась к первым средствам лечения гнойной инфекции. Для лечения использовались и копыта, и мозолистый нарост на коленях лошади, и лошадиное молоко (кумыс). В настоящее время на основе кобыльего молока приготовляют полноценный натуральный продукт для питания детей, который хорошо усваивается малышами. В Тибете даже сны о лошадях имеют благоприятное значение. Приснившаяся лошадь с жеребятами - признак быстрого излечения больного. Ехать во сне верхом на лошади - к долгой жизни.

Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации.

Иппотерапия есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.

При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, страдающих сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический.

При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением несловесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции.

Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека, страдающего психическими расстройствами, положение верхом на лошади оказывается "выигрышным" по сравнению с положением терапевтов: "Я наверху, они внизу". Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза "при детском церебральном параличе", что дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий. Использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.
2. Снижает чувство тревоги.
3. Улучшает адаптацию к реальному пространству и времени.
4. Способствует достижению самостоятельности.

Показано, что иппотерапия (райттерапия) оказывает положительное влияние на детей с диспластическом сколиозом, что обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды.

Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, как и при ходьбе. Функцию нижних конечностей выполняют конечности лошади, так как при сидении верхом, ноги всадника выключены из антигравитационной системы и позвоночник находится в непосредственном контакте со спиной лошади (через седло), нагрузка на мышцы туловища акцентирована, эффект высокий и общая затрата энергии небольшая. Достижение синхронности движения ребенка и лошади, то есть создание единой биологической системы, и есть основа самокоррекции искривленного позвоночника." Основой положительного воздействия при диспластическом сколиозе является создание вокруг позвоночника сильного мышечного корсета, вследствие чего происходит коррекция искривления в сторону уменьшения градусов искривления.

Принципиальным отличием иппотерапии от других методов ЛФК является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градуса выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади.

Когда человек приходит на занятия иппотерапией, он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Во время этого процесса всадники преодолевают свои психические и физические трудности благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде. Иппотерапия вызывает у детей очень сильную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить свою самооценку. В проведении уроков участвуют коновод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности. Все же управлять животным всадник должен самостоятельно, чтобы шел процесс преодоления собственных комплексов и страхов. Инструктор задает различные упражнения, в которых должны применяться физическая сила, смекалка, и фантазия.

Влияние иппотреапии на организм человека можно разделить на несколько критериев.

К медицинским критериям относятся:

а) укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходят одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;
б) укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) всадник стремится сохранить равновесие на протяжении всего занятия;
в) улучшение координации движений и пространственной ориентации. Лечебная езда дает полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц;
г) улучшение психоэмоционального состояния занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, управляющим большим, сильным и грациозным животным, которое слушается и выполняет его команды;
д) в процессе верховой езды не используют никаких приспособлений, связывающих человека с инвалидностью. Это повышает самооценку личности и придает больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. А родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по-иному - на красивом грациозном животном, вызывает у них ассоциации с прекрасными кентаврами. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей.

Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

К социальным критериям относятся:

а) улучшение коммуникативных функций занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом;
б) проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований также способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта, как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды - такие же люди, как они, могут то же, что и все, и даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом;
в) посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого;
г) за счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности;
д) посредством занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью, это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужит средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Противопоказаний к иппотерапии немного. Это гемофилия, ломкость костей и заболевания почек.

Иппотерапия - это один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Специалисты утверждают, что иппотерапия эффективна и при лечении таких малоизученных заболеваний, как ранний детский аутизм (нарушение контакта с внешним миром). Как собаки-поводыри досконально знают свое дело, так и лошади-врачи очень чутко реагируют на все движения маленького седока. В связку инструктор-ребенок-лошадь врачи включают и маму, которая ведет лошадь. Лошадь в этом случае является как бы проводником между матерью и ребенком.

Лошади помогают и детям с другими неизлечимыми и врожденными болезнями, такими, как синдром Дауна. Ну и, понятное дело, полезен конный спорт здоровым ребятам.

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний. При оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках.

Исходя из позиций китайской медицины, на копчике и промежности находятся важные энергетические центры. Обычно восточные эскулапы воздействовали на эти центры путем иглоукалывания. При езде верхом вместо иглы мышечное и механическое раздражение этой области достигается за счет особого ритма движения.

Подмечено, что особенно сильный оздоравливающий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное.

В Европе иппотерапия стала развиваться интенсивно в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie - Zentriverband der Krankengymnasten).

Научным обоснованием воздействия иппотерапии на организм в конце XIX столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное влияние верховой езды на организм заключается, в частности, в активизации двигательной и дыхательной функций, а также кровообращения. В Норвегии Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9 лет иппотерапию в занятиях с бывшей спортсменкой-конницей Лиз Харел, не только добилась почти полного излечения, но и сделала возможным ее участие в Олимпийских играх в Хельсинках. Э. Бодикер стала в порядке эксперимента сажать на лошадь других молодых инвалидов. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра лечебной верховой езды (ЛВЕ) для детей-инвалидов.

Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании - около 700 групп, в которых оздоровляются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии. Вопросам иппотерапии был посвящен специальный конгресс в Гамбурге в 1982 году.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991 г. в Москве детского экологического центра "Живая нить". Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха "Зеленый огонек" под городом Луга. Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе "Озерки" занимаются с группой детей, страдающих ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации "Старая школа" с детьми, у которых ампутированы конечности, страдающими ДЦП и различными психическими патологиями.

<< назад        дальше>>

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU