«После встречи с профессором Кимурой я не могу совершенно не учитывать возможности того, что памятник Йонагуни был, хотя бы отчасти, создан и модифицирован руками людей. Профессор Кимура указал мне на ряд ключевых характеристик, которые я не увидел во время моего первого короткого посещения... Если бы я мог вновь посетить памятник Йонагуни, я хотел бы его исследовать».
Шох дествительно еще раз посетил изучаемую структуру летом 1998 году и совершил еще несколько погружений. Затем в 1999 году в своем интервью научной программе ВВС «Горизонт» он на основании документальных материалов критиковал мою работу, но потом, в том же году, в своей книге «Голоса камней» он дал совершенно различные, даже противоречащие друг другу мнения относительно Йонагуни. Мы приводим фрагмент из интервью программе «Горизонт» ВВС, имеющий отношение к данной проблеме:
Ведущий: Йонагуни выглядит замечательным открытием, и Хэнкок нуждается в подтверждении этого. Он пригласил геолога Бостонского унивеситета Роберта Шоха осмотреть данный памятник. Профессор Шох проявил острый интерес к неортодоксальному объяснению прошлого и приветствовал возможность изучить подводное открытие. Шох совершил у Йонагуни несколько погружений вместе с Хэнкоком.
Профессор Роберт Шох (Бостонский университет): Я отправился туда, действительно надеясь, что эта структура окажется целиком созданной человеком. В настоящее время она затоплена, по крайней мере уже 6000 лет. Я должен признать, что был очень, очень разочарован, потому что после нескольких погружений полностью пришел к убеждению, что это — изначально, а возможно, и целиком — создание природы. Отдельные части его выглядят как созданные человеком, но если рассматривать их в общем контексте и смотреть на характеристики побережья и т.д., то видно, как песчаники дробятся вдоль горизонтальных плоскостей залегания, что и дает эти правильные характеристики. Я убежден, что это природная формация.
Ну, это кажется прямым ответом. Но вот далее то, что говорит тот же Шох в «Голосах камней»:
«Возможно, выбор между природным происхождением или творением человека не заключается в "или-или". На острове Йонагуни имеется ряд могил, чей возраст не определен, но они явно очень древние. Любопытно, что архитектура этих погребений очень похожа на таковую подводного памятника. Возможно, люди имитировали его, строя погребения, и также возможно, что сам памятник когда-то был перестроен людьми. То есть древние обитатели острова могли частично изменить или расширить натуральную структуру как таковую или как основание для деревянной, глиняной или каменной постройки, которая с тех пор не сохранилась. Также возможно, что памятник служил каменоломней, в которой блоки вырезали, следуя натуральному залеганию песчаника, соединению и изломам слоев данной скалы, а затем переносили их для создания строений, теперь уже давно исчезнувших. Поскольку памятник расположен вдоль берега Йонагуни, он мог использоваться ранними мореплавателями в качестве естественного дока для лодок. Примечательно, что на Йонагуни нет явно выраженных изверженных пород, поэтому орудия, или по меньшей мере сырье, из которого они сделаны, должны были ввозиться с соседних островов, где такие породы камня имеются. Орудия могли быть использованы для изменения или перестройки природных каменных образований, находящихся сейчас под водой у побережья Йонагуни. Концепция переделки человеком природных образований хорошо укладывается в восточноазиатские эстетические воззрения, такие как фэн-шуй в Китае или созданные под влиянием дзэна в Японии. Сложное взаимодействие природных и созданных человеком форм, которое влияло на искусство и архитектуру 8000 лет назад, очень вероятно".
В качестве еще одного свидетельства роли человека в создании памятника Йонагуни Шох тогда использовал мой собственный аргумент, предложенный в книге «Зеркало небес», — что данное сооружение не только создано человеком, но могло служить для астрономических целей, поскольку, как показывают расчеты, 10000 лет назад оно должно было располагаться на древнем тропике Рака. Шох пишет:
«Древние, я полагаю, знали, где находился тропик, и знали, что... его положение изменяется медленно. Поскольку Йонагуни расположен близ крайней северной точки, которой тропик достигает в течение своего медленного цикла перемещения, остров мог быть местом, где размещалось святилище, связанное с астрономическими наблюдениями».
В резюме Шох не становится ни по одну, ни по другую сторону барьера, но ищет компромиссное решение, согласно которому сооружение является одновременно и природным, и созданным человеком. Я не могу не добавить, что все высеченные из камня сооружения — причудливое террасированное гранитное обнажение в Кенко около Саксауамана в Перу, или удивительные постройки Петры в Иордании, или храмы Махабалипурама в Южной Индии — являются, по определению, отчасти природными (исходная скала, из которой они вытесывались) и отчасти созданными человеком. Они и не могли быть ничем другим.
Доктор Вихманн
Третий геолог — немецкий научный писатель доктор Вольф Вихманн — имеет определенное мнение и уверенно излагает его. В 1999 году он сообщил журналу «Шпигель», направившему его на Йонагуни, что считает подводное сооружение полностью природным явлением. Он совершил только три погружения на главные террасы и заявил: «Я не обнаружил ничего, что было бы создано человеком». «У японских исследователей моря нет разгадки того, что такое террасное подводное сооружение Йонагуни», — сообщал «Шпигель».