терминами, которые появились позже у ученых. Ее язык в некоторых случаях туманен. Она не ставила себе целью до конца прояснить все основы и подробности Сокровенной Науки, которой она учила. Напротив, оглядываясь назад, мы видим, что она намеренно скрывала часть информации, так что для читателей — ее современников — она была почти совершенно непонятной, являясь стимулом по большей части только для чувства интуиции; хотя уже после непосредственно сделанных научных открытий становится вполне ясно, что Блаватская имела в виду. В некоторых случаях способом сокрытия являлось разбрасывание смыслового материала по тексту. Тут необходимо соединять отрывки, которые в тексте отделены друг от друга.
Идеи, которые она смело отстаивала, в ее время могли считаться ересью. Но сегодня те же идеи являются для нас чуть ли не банальностью и принимаются как само собой разумеющееся. По словам Блаватской, современная наука уверовала, что она является венцом познания человечества, и в этом своем заблуждении она находит возможным высокомерно судить о тех немногих фрагментах древней науки, которые попадают в поле ее зрения. Елена Петровна Блаватская писала: «Современная наука есть лишь искаженная Древняя Мысль и не более». Пока эта идея не будет принята учеными, наука обречена, блуждать в потемках своих гипотез, часто теряя ориентиры. Она так и будет оставаться деревом без корней, обособленным явлением без прошлого и будущего. «Как бы ускорился процесс развития сознания, если бы человечество, наконец-то, признало, что на Земле испокон веков, со времени появления человека разумного, существует Оплот Космических Разумов, являющийся излучателем всех идей и открытий, которые когда-либо были уловлены человеческим аппаратом...»
Е. П. Блаватская в книге «Из пещер и дебрей Индостана» пишет, что ученые, изучающие древнюю философию Индии, убедились в том, что древние ученые намного опередили современных коллег. С удивлением современные ученые обнаружили, что, оказывается, свойства электричества были известны с незапамятных времен. За много веков до рождения отца европейской медицины Гиппократа его система, которой так гордится современная медицина, оказывается, была изложена древними индийцами Чарака и Шушрут. В Индии, пишет Е. П. Блаватская, в храме Вишну хранится камень с вычислениями многотысячелетней давности Сурьи и Сид-хенты. Эти вычисления свидетельствуют о том, что паровые двигатели работали в Индии задолго до начала западноевропейской цивилизации. Древние индийцы первые вычислили скорость света. Они же сформулировали законы его распространения за многие тысячи лет до рождения европейской науки. Даже знаменитая теорема Пифагора о свойстве квадрата гипотенузы находится в древнейшей книге « Джиотиши». Отца тригонометрии также надо искать в Индии, — здесь найдена рукопись, которая это доказывает. В индийских Ведах (которым более 20000 лет) современные исследователи обнаружили немало достижений современной науки (даже формулу атомной энергии).
Окончание 5000-летнего цикла Блаватская связывала с появлением многих научных открытий: «Мы находимся у самого конца Цикла в 5000 лет настоящей арийской Кали-юги; и между этим временем [1888] и 1897-м годом будет сделан широкий прорез в покрове Природы, и материалистическая наука получит смертельный удар».
В «Тайной доктрине» содержится много таких положений, которые отрицались наукой во времена Блаватской и истинность которых подтвердилась впоследствии. Не исключено, что в ней есть намеки и на другие истины, которым еще только предстоит получить признание. Вот три примера открытий в области физики, предсказанных в «Тайной доктрине».
1. Делимость атома. Сэр Исаак Ньютон писал в «Оптике», что «Бог вначале сотворил материю в виде твердых, массивных, непроницаемых частичек, таких размеров и форм, с такими свойствами и таким пространственным положением, чтобы больше всего способствовать достижению той цели, для которой Он их предназначил». Позже ученые отбросили теологическую сторону этого утверждения Ньютона, но представление о «твердых и непроницаемых частичках», или атомах, служащих строительными кирпичиками Вселенной, оставалось незыблемым. Когда в 1897 году был открыт электрон, «кирпичики» дали трещину. Атом оказался делимым.
Между тем Е. П. Блаватская утверждает в «Тайной доктрине»: «...Атом именно делим и должен состоять из частиц, или субатомов... Именно на доктрине иллюзорной природы материи и на бесконечной делимости атома основана, вся наука Оккультизма».
Говоря о бесконечной делимости атома, один ученый писал: «Наука движется в этом направлении отдельными шажками — сначала она обнаружила электроны, затем протоны, потом нейтроны, кварки и другие частицы — и каждый раз полагает, что вот теперь-то нашла конечную частицу»... В данный момент она, наконец, добралась до чистых волн — в теории суперструны, — что вполне согласуется с «Тайной доктриной». Когда впервые была выдвинута теория о существовании кварков, Вернер Гейзенберг, немецкий физик-теоретик, заметил: «Даже если кварки будут обнаружены, то, судя по тому, что нам известно, каждый из них может снова распасться на два кварка и один антикварк и т. д., и тем самым они будут не более элементарными, чем протон... Нам придется отказаться от философии Демокрита и концепции фундаментальных элементарных частиц. Вместо этого мы должны будем принять концепцию фундаментальной симметрии, которая вытекает из философии Платона».
2. Атомы пребывают в постоянном движении. Ученые во времена Блаватской не только считали атомы неделимыми, но полагали также, что они неподвижны во всех состояниях вещества, кроме газообразного.
В «Тайной доктрине» говорится: «Оккультизм утверждает, что во всех случаях, когда материя кажется инертной, она в высшей степени активна. Кусок дерева или камня практически неподвижен и непроницаем. Тем не менее, и de facto, его частицы непрестанно и вечно вибрируют, столь быстро, что для физического глаза это тело кажется абсолютно лишенным движения; а пространственное расстояние между этими частицами в их колебательном движении — рассматриваемое с позиций другого уровня бытия и восприятия — соответствует расстоянию между отдельными снежинками или каплями дождя. Но для физической науки это будет нелепостью». Трудно поверить, что когда-то подобная мысль казалась абсурдной. Согласно «Тайной доктрине», непрестанное движение атомов объекта, считающегося твердым, соответствует универсальному космическому закону, который гласит, «что в Природе нет покоя или прекращения движения», что вполне согласуется со взглядами Эйнштейна. Гаррет Сервис говорит об этом так: «Научные исследования показывают, что в бесконечно малом, так же как и в бесконечно большом, все есть движение... мы не обнаруживаем ничего, что пребывало бы в покое. Тем самым, заключает Эйнштейн, движение должно рассматриваться как естественное и действительное состояние материи; как такое положение вещей, которое не требует нашего объяснения, поскольку проистекает из самого строения Вселенной. Это сама суть ее существования».
В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватская говорит, что «абсолютное Абстрактное Движение есть олицетворение самого Абсолюта».
3. Взаимообратимость материи и энергии. Наука XIX века начисто отрицала это, пока в 1905 году не появилась та самая формула Е=mс2. Роберт Милликен объясняет это равенство следующим образом:
«...т. есть масса вещества в граммах, с — скорость света в сантиметрах (30 000 000 000 см/с), а Е — энергия в эргах, абсолютных энергетических единицах. В переводе на привычный инженерный язык можно сказать, что если масса вещества в один грамм ежесекундно трансформируется в тепло, то при этом постоянно выделяется 90 миллиардов киловатт энергии».
«Эта концепция, — добавляет Милликен, — исключительно важна, ибо означает, что сама материя переходит в лучистую энергию». Этот теперь уже доказанный факт объясняют тем, что материя представляет собой конденсированную энергию, а энергия — рассеянную материю.
В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватская цитирует издававшийся У. Джаджем журнал «Путь». Как сказал один американский теософ: «Монады [Лейбница] могут, с одной точки зрения, быть названы силою, с другой — материей. Для оккультной науки сила и материя суть лишь две стороны одной и той же субстанции». Субстанция эта, которую Блаватская называет пракрити, эманирует из первичной материи, или мулапракрити (корень материи). В «Разоблаченной Исиде» Е. П. Блаватская утверждает, что сила и материя взаимообратимы:
«Для каждого объективного проявления, будь то движение живой конечности или перемещение какого-то неорганического тела, требуются два условия: воля и сила — плюс материя, или то, что делает этот движущийся объект видимым нашему глазу; и вся эта триада представляет собой взаимопревращаемые силы...»
Следующая цитата чрезвычайно интересна не только тем, что слова «атомная энергия» подразумевают, что атомы обладают энергией, но еще и потому, что Блаватская, по-видимому, первой употребила это столь привычное ныне выражение: «Это «волнообразное движение живых частиц» становится понятным на основании теории о духовной ЕДИНОЙ жизни, всеобщем Жизненном принципе, независимом от нашей материи и проявляющемся как атомическая энергия лишь на нашем уровне сознания». Преподаватели и студенты химического факультета Масса-чусетского технологического института составляют планы занятий по «Тайной доктрине», чтобы изучить то, что непосредственно связано с их будущей специальностью. А в 1988 году Филипп Перчен, крупный химик, писал, что в этом институте было создано алхимическое общество, где систематически изучали «Тайную доктрину». Он добавил, что время от времени встречается в нью-йоркском Гарвард-клубе со своими бывшими коллегами, главным образом профессорами этого института, для обсуждения «Тайной доктрины».
Обратимся теперь к наукам биологическим и начнем с генетики. Научный мир горячо приветствовал труды Джеймса Уотсона и Фрэнсиса Крика по расшифровке генетического кода: казалось, что главные тайны живой клетки будут вот-вот решены. За создание в 1953 году модели пространственной структуры ДНК эти ученые удостоились Нобелевской премии по физиологии. Однако сегодня биологи как никогда остро осознали, что загадки жизни гораздо сложнее, чем они предполагали.
Полнейшей загадкой остается само происхождение генетического кода; ученые до сих пор не знают, как природа создала его. Сэр Фред Хойл указывает, что генетический материал в ядре каждой клетки содержит около 200 000 цепочек аминокислот, организованных в весьма замысловатую структуру (пространственная модель ДНК Уотсона и Крика имеет вид двойной спирали). Вероятность случайного появления подобной структуры в процессе естественного отбора и непроизвольных мутаций, по словам Хойла, равна вероятности выбросить при игре в кости пять миллионов шестерок подряд.
Еще одну загадку представляет собой порядок включения и выключения генного механизма. В ядре каждой клетки нашего тела содержится полный набор генов, то есть хранится вся наследственная информация, достаточная для воспроизводства нового человеческого существа. От того, какие белки синтезируются в клетке, зависят ее структурные и функциональные особенности. Биологи предполагают, что существуют операторные гены, которые включаются активаторными генами и выключаются регуляторными. Возможно, что в этом генном триггере (род переключательного устройства) таится разгадка той тайны жизни, которую так страстно ищут генетики.
Чтобы подчеркнуть всю сложность проблем, стоящих перед биологией клетки и генетикой, Льюис Томас, известный врач и биолог, обращает внимание на тайну зарождения и развития человеческого мозга: «Вот что воистину удивительно: [ребенок начинается] с одной-единственной клетки; она делится на две, потом на четыре, потом на восемь и так далее, и на определенной стадии, по мере дифференциации клеток, выделяется та их группа, которая впоследствии разовьется в человеческий мозг. Само существование этих специфических клеток — одно из величайших чудес Земли. Ибо одна группа клеток включается для того, чтобы стать единым массивным аппаратом из триллионов клеток, предназначенным для логического и образного мышления. Вся информация, необходимая для того, чтобы научиться читать, писать, играть на фортепиано или просто протянуть руку и опереться о дерево, — вся она уже содержится в этой первой клетке. Вся грамматика, вся арифметика, вся музыка.
Неизвестно, как происходит это включение... Пока нет ни малейшего представления о том, каким образом некоторые [клетки эмбриона] внезапно приобретают специфическое качество мозгового вещества».
Более того, мозг сам по себе так удивительно сложен, замечает научный редактор журнала «Форчен» Том Александер, что это «давняя загадка - как сообщаются между собой [компоненты] такой сложной и высокоорганизованной структуры». Он же отмечает: «Элементарные расчеты показывают, что в молекулах ДНК, составляющих генетическую матрицу (blueprint) тела, никак не может быть закодирован весь объем информации, необходимый для того, чтобы определить взаимодействие даже двух нейронов — этих простейших компьютеров мозга». Ученые говорят, что «мозг ежедневно использует больше связей, нежели все телефонные системы мира вместе взятые» и что «в долю секунды он способен задействовать миллионы взаимосвязей».
В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватская утверждает: «Разрешение спора между обычными и эзотерическими науками упирается в веру в существование астрального тела внутри физического (причем первое не зависит от второго) — и в доказательство этого». Она указывает, что должна быть открыта «внутренняя душа» физической клетки — эта «духовная плазма», которая управляет «зародышевой плазмой», и что она-то и есть «тот ключ, который однажды откроет врата сей terra incognita биологов, именуемой сейчас величайшей тайной эмбриологии».
Рассматриваемому вопросу в «Тайной доктрине» придается столь важное значение, что из трех краеугольных положений второго тома одно гласит, что астральное тело рождается прежде физического и служит его прообразом. В книге «Океан теософии» Джадж пишет: «Астральное тело состоит из материи очень тонкой структуры по сравнению с телом, видимым и обладает высоким запасом прочности при растяжении, поэтому оно очень мало изменяется в течение жизни, тогда как физическое тело меняется ежесекундно... [Астрал] гибок, пластичен, эластичен и прочен. Вещество, из которого он состоит, электрическое и магнитное по своей сути».
Согласно теософскому учению, астральное тело-прообраз не есть нечто отдельное от тела физического, но пронизывает и поддерживает его. Без этого тела-прообраза физическое тело попросту распалось бы. Считается, что тело-прообраз растет одновременно с телом физическим и в момент зачатия оно микроскопическое, но совершенное по форме.
Одним из доказательств существования астрального тела может служить такое широко известное явление, как фантомные ощущения ампутированных конечностей. После ампутации, говорит Джадж, «астральная конечность остается незатронутой, поэтому человек ощущает ее как реально существующую часть своего тела, ибо ни нож, ни кислота не могут причинить вреда астральному прообразу...»
Оливер Сакс, невропатолог и писатель, сообщает об одном из своих пациентов, который рассказывал: «Вот эта штуковина, эта призрачная нога, она иногда болит до чертиков — даже пальцы подгибаются, словно их судорогой сводит. Хуже всего по ночам, или когда нет протеза, а также когда ничем не занят. Это ощущение исчезает, когда надеваешь протез и ходишь. Я тогда чувствую ногу как живую, но это другой фантом, он хороший, он оживляет протез, так что я могу ходить».
В 1981 году в Англии вышла работа Руперта Шелдрейка, специалиста в области биохимии и биологии клетки, под названием «Новая наука жизни: гипотеза о формирующей причинности». Книга вызвала яростные споры. Один из ведущих научных журналов Великобритании «Нейчер» назвал ее «наиболее подходящим за многие годы кандидатом на сожжение», а не менее авторитетный «Нью сайентист» утверждал: «Совершенно ясно, что здесь мы имеем дело с важным научным исследованием природы биологической и физической реальности».
Похоже, у природы есть тенденция передавать полученное знание дальше. Это происходит даже с кристаллами. Как отмечает Хэннон, «впервые синтезированные химические соединения обычно с трудом кристаллизуются. Со временем способность к организации в кристаллическую форму возрастает».
Сто лет назад теософы указывали на разнообразные возможности, которые предоставляет астральный мир. Об этом говорится в статье Джаджа «Эхо с Востока»: «В области теософских изысканий, пожалуй, нет ничего интереснее астрального света. Индусы называют его Акаша — это слово можно также перевести как «эфир». Говорят, что удивительные феномены восточной йоги объясняются знанием его свойств. Утверждается также, что ясновидение, яснослышание, медиумизм и провидение, известные западному миру, возможны только при посредстве астрального света. В нем фиксируются наши дела и мысли, он — огромная панорама всего, что происходит на Земле, и провидец всегда может остановить взгляд на любом событии прошлого или будущего... [Астральный свет] пронизывает каждый атом земного шара, каждую его молекулу. Подчиняясь законам притяжения и отталкивания, он вибрирует, становясь то положительным, то отрицательным. Это сообщает ему вращение, что символизируется змием. Это великий и всеобъемлющий фактор, или первичный двигатель, если говорить с космической точки зрения, благодаря которому не только произрастают растения, но и поддерживается систола и диастола человеческого сердца.
... [Астральный свет], считает Фламмарион, запечатлевает картины каждого мгновения и сохраняет их. По этой причине египтяне называли его Писцом; в христианстве это — Ангел, отмечающий добрые дела и грехи; в индусском пантеоне — Яма, судья мертвых, ибо Карма судит нас на основании тех картин, которые мы оставляем в [Акаше]...
Поскольку астральный свет хранит картины всех прошлых вещей и событий, а нового под солнцем ничего нет, то всевозможные технические приспособления, идеи, философия, искусства и науки, давно погибших цивилизаций постоянно проецируются в виде картин из астрала в мозг ныне живущих людей. Этим можно объяснить не только часто наблюдаемое «совпадение» идей или изобретений сразу у нескольких изобретателей или ученых, близких по времени и совершенно независимых, но и другие любопытные случаи.
Некоторые мнимые ученые берутся рассуждать о телепатии и прочих феноменах, но не могут объяснить естественными причинами ни факт передачи мыслей, ни существование призраков, ни ясновидение, ни множество самых разнообразных явлений оккультного характера, которые изо дня в день наблюдаются во всем спектре жизни. Допустить, что мысль может передаваться не с помощью речи, а непосредственно от одного мозга к другому, — это уже хорошо, но как может происходить подобная передача без соответствующей среды? Такой средой служит астральный свет. В тот миг, когда мысль оформляется в мозгу, она отображается в этом свете и непосредственно оттуда принимается другим мозгом, достаточно чувствительным, чтобы воспринять ее неискаженной...
То, о чем говорилось выше, — всего лишь несколько примеров многочисленных свойств астрального света. Что касается нашего мира, то можно сказать, что астральный свет, проникающий все сущее, — повсюду; он обладает запечатлевающей силой, посредством которой фиксируются картины мыслей, поступков, событий, настроений, звука, цвета и всего прочего...
Астральный свет — могущественный, не признанный наукой фактор, лежащий в основе гипноза. Он позволяет объяснить многие из проблем, сформулированных Бине, Шарко и другими исследователями, в особенности же тот класс явлений, когда человек как бы совмещает в себе две или большее число разных личностей, причем в каждой из них вспоминает только те вещи... которые входят в сферу опыта одной личности. Эти странные явления обязаны потокам астрального света. В каждом таком потоке будет найден определенный ряд отражений, и они отбираются внутренним человеком, который выражает их посредством речи или действий в нашей сфере бытия как свои собственные. Используя эти же потоки, правда бессознательно, ясновидящие и яснослышащие как бы читают сокрытые страницы жизни.
Этот свет может запечатлевать как добрые, так и дурные картины, и все они отражаются в подсознании каждого человека. Если мы наполним астральный свет картинами злобы... он станет нашим дьяволом и разрушителем; если же, следуя примеру пусть немногих достойных мужчин и женщин, это вечное полотно будет расписано событиями нового, более чистого свойства, он станет нашим Божественным Возносителем».
Концепция астрального прообраза тела подводит нас к еще более фундаментальной проблеме. Кто или что создает его? Ответ на этот вопрос можно искать в теософской концепции эволюции и ее первичных движущих сил, чему посвящена «Тайная доктрина». В основе своей учение таково: «Мироздание движимо и направляемо изнутри вовне... Почти бесконечный ряд Иерархий разумных Существ, каждая из которых исполняет свою миссию, направляет весь Космос, руководит им и одушевляет его... Они бесконечно разнятся по степени своего сознания и разума...» Наиболее продвинутые из них могут быть названы архитекторами Вселенной, — это существа, которые когда-то были людьми, а теперь подобны богам своей мощью и возложенными на них обязанностями.
Вскоре после смерти Е. П. Блаватской эта теория получила неожиданную поддержку со стороны известного английского биолога Томаса Гексли, ведущего дарвиниста прошлого столетия и ярого скептика. В «Эссе по некоторым спорным проблемам» он писал: «Если смотреть на этот вопрос с наиболее строгой научной точки зрения, то предположение о том, что среди мириад миров, рассеянных в бесконечном космосе, нет разума, который превосходил бы человеческий во столько же раз, во сколько человеческий разум превосходит тараканий, что нет ни одного существа, одаренного силой воздействия на естественный ход развития, во столько же раз превосходящей таковую силу человека, во сколько раз сам он в этом отношении превосходит улитку, — так вот, такое предположение кажется мне не только несостоятельным, но и просто нелепым. Не выходя за пределы аналогии, выводимой на основании того, что нам известно, легко заселить космос существами, все более и более превосходящими нас самих, пока их способности не окажутся практически неотличимыми от всемогущества, вездесущности и всезнания». Гексли также изменил свои представления о разуме: «Как я понимаю, главный догмат материализма заключается в том, что во Вселенной нет ничего, кроме материи и силы... Kraft und Stoff — сила и материя — выступают как Альфа и Омега существования... Того, кто не придерживается подобного взгляда, рьяные сторонники этой доктрины обрекли на [Дантов] ад, отведенный для дураков или лицемеров. Однако я во все это совершенно не верю... Во Вселенной есть нечто третье, а именно разум, который я не могу отнести ни к материи, ни к силе, ни к любой мыслимой модификации этих двух».
Алфред Рассел Уоллес, разработавший теорию естественного отбора независимо от Дарвина, открыто признавал ее ограниченность. Он считал руководство со стороны «более высоких разумов» «неотъемлемой частью великих законов, управляющих материальной Вселенной». Он говорит также, что естественным отбором невозможно объяснить художественный, музыкальный или любой другой эстетический талант, поскольку ни один из них не дает никаких преимуществ в борьбе за выживание.
В «Тайной доктрине» читаем следующее:
«Естественный отбор» не есть нечто объективно существующее, это только удобное выражение для описания того, как в борьбе за существование выживают приспособленные и уничтожаются неприспособленные... [Естественный] «отбор как Сила» на самом деле есть чистой воды миф; особенно же, когда к нему прибегают для объяснения происхождения видов... Сам по себе «он» не может произвести ничего и лишь оперирует с предоставленным «ему» сырым материалом. Вопрос же заключается в следующем: какая ПРИЧИНА — в сочетании с другими второстепенными причинами — производит «изменения» в самих живых существах? Многие из этих второстепенных причин чисто физические, зависящие от климата, пищи и проч. и проч. Замечательно. Но за второстепенными аспектами органической эволюции нужно искать более глубокий принцип. «Самопроизвольные изменения» материалистов и «случайные отклонения»... не в состоянии объяснить поразительную сложность и удивительные свойства, в частности, человеческого тела... Причина, лежащая в основе физиологического изменения видов... есть подсознательный разум, пронизывающий материю и, в конечном итоге, прослеживаемый до ОТРАЖЕНИЯ Божественной мудрости и мудрости Дхьян-Чоханов».
А вот что пишет профессор Роззак об аналогичных взглядах Уоллеса на естественный отбор: «Для него приспособляемость видов была, в сущности, консервативной и безынициативной. Она действует только по горизонтали... Если бы эволюция действительно шла по пути выживания наиболее приспособившихся, то наша планета и по сей день была бы заселена [исключительно] плодовитыми бактериями... Но за этим Уоллес усматривает еще и дерзновенное движение по вертикали, которое толкает эволюцию к более высоким уровням сложности и разумности». И это вертикальное движение получает импульс от духовного источника.
«Тайная доктрина» указывает, что вертикальное движение возникает главным образом в стратегически важных точках эволюционного пути. Это подкрепляется современной теорией перемежающегося равновесия, которая показывает, что дарвиновская теория постепенных изменений не подтверждается данными палеонтологии. Так, «Ньюсуик» за 3 ноября 1980 года сообщает: «В настоящее время все больше ученых склоняются к мысли о том, что на протяжении миллионов лет виды изменяются весьма незначительно, а потом вдруг быстро эволюционируют, как при квантовом скачке...» Выдающийся антрополог Лорен Эйсли в книге «Нескончаемое путешествие» приводит замечание крупного специалиста в области палеоневрологии д-ра Тилли Эдинд-жера: «Если человек проходил фазу питекантропа, то эволюция его мозга была явлением уникальным, не только по своим результатам, но и по скорости... Похоже, увеличение полушарий мозга не менее чем на пятьдесят процентов произошло, с геологической точки зрения, практически мгновенно и не сопровождалось сколько-нибудь существенным увеличением размеров тела».
Возможно, здесь имеется параллель с описанным в «Тайной доктрине» периодом «возжжения» разума путем воплощения человеческих душ из предыдущего мира в дотоле неразумные человеческие формы. Душам, достигшим человеческой стадии в предыдущем мире, нет необходимости снова воплощаться в мире животном.
Мнение Блаватской о том, что естественный отбор и случайные мутации не могли сами по себе привести к образованию столь сложного мира, как наш, получает независимое подтверждение со стороны все большего числа ученых. Следующий отрывок из книги «Бесконечное во всех направлениях» Фримана Дайсона, профессора физики Принстонского исследовательского института, был помещен редакцией журнала «Тайм» в апрельском выпуске за 1988 год: «Не думаю, что наша Вселенная образовалась случайно. Я верю, что разум существует во Вселенной в некоем очень реальном смысле. Вопрос в том, первичен ли он или это только случайное следствие чего-то еще? Среди биологов, похоже, преобладает точка зрения, что разум возник случайным образом из молекул ДНК или чего-нибудь в этом роде. Такое представляется маловероятным. Более резонной кажется мне мысль, что разум — это одна из первичных составляющих природы, а мы — его проявление на современном этапе истории. Дело здесь не столько в том, что разум самодостаточен, а в том, что это неотъемлемый компонент построения Вселенной, и жизнь — это способ, коим природа наделяет разум возможностями, которых в противном случае у него не было бы».
Дайсон цитирует лекцию Джорджа Уолда «Жизнь и разум во Вселенной», прочитанную в 1985 году. В прошлом профессор биологии Гарвардского университета, Уолд в 1967 году был удостоен Нобелевской премии по физиологии: «Я, как практически все биологи и большинство других людей, полагал, что сознание или разум — позднейший продукт эволюции животных. Но мне пришло в голову, что, наоборот, как раз постоянное всепроникающее присутствие разума и вело материю в данном направлении. И тут я обнаружил, что оказался в прекрасном обществе: идеи такого рода тысячелетиями существовали в древних восточных философиях. И некоторые выдающиеся исследователи, работавшие в области физики [в первой половине XX века], пришли к таким же мыслям. Я обнаружил, что Эддингтон тоже говорит о приоритете разума над материей. Фон Вайц-зеккер, философствующий физик, говорит о том, что он называет принципом идентичности, в том смысле, что материя и сознание — это аспекты-двойники реальности».
Подобные размышления неизбежно приводят к мысли о том, что жизнь есть не только на Земле, но и где-то еще во Вселенной. В связи с этим возникает вопрос: не пропадут ли результаты земного эволюционного развития после смерти нашей планеты и всей Солнечной системы?
Сэр Стивен Хокинг, занимающий в Кембридже ту же должность, что некогда занимал сэр Исаак Ньютон, считается ведущим физиком нашего времени. В весьма популярной книге «Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр» он говорит, что поначалу принимал модель «открытой Вселенной», которая обрекает космос на конечное уничтожение. Но теперь и он, и его коллеги пришли к выводу, что Вселенная непрерывно пульсирует: то расширяется, то сжимается — и этому нет ни начала, ни конца. Соответственно, Большой взрыв не первое и не единственное событие такого рода. Он замечает: «Любопытно отметить ту особенность общего умонастроения, предшествовавшего двадцатому веку, когда никто не задавался вопросом, расширяется Вселенная или сжимается. Ибо тогда считалось, что либо Вселенная существовала всегда в неизменном состоянии, либо была создана в определенный момент в прошлом примерно такой же, какой мы наблюдаем ее сегодня».
Очевидно, Хокинг никогда не читал следующих строк в «Разоблаченной Исиде», которые Е. П. Блаватская считала настолько важными, что повторила их в «Тайной доктрине» с несколькими небольшими поправками: «Эзотерическая наука, подобно буддизму и брахманизму и даже Каббале, учит, что единая бесконечная и непознаваемая Сущность существует извечно, пребывая либо пассивной, либо активной в регулярной и гармоничной последовательности. В поэтической фразеологии Ману эти состояния именуются «днями» и «ночами» Брахмы; он либо «бодрствует», либо «спит»...
Когда наступает период деятельности — согласно Тайной Доктрине, в силу подчинения вечному и непреложному закону, происходит распространение этой Божественной сущности извне вовнутрь и изнутри вовне; и феноменальный или видимый мир есть конечный результат работы длинной цепи космических сил, последовательно приводимых в движение. Подобным же образом, когда происходит возврат к пассивному состоянию, Божественная сущность сжимается, и результат данного творения постепенно и последовательно растворяется. Видимый мир дезинтегрируется, материал его рассеивается; и «тьма», одна-единственная, снова окутывает лик «бездны». Если воспользоваться метафорой из сокровенных книг, еще яснее передающей эту мысль, — выдыхание «непознаваемой сути» рождает мир; вдыхание — приводит к его исчезновению. Процесс этот извечен, и наша нынешняя Вселенная — лишь одна из бесконечного ряда, не имеющего ни начала, ни конца».
Ядром теории Большого взрыва служит представление о том, что Вселенная началась со взрыва «маленькой искры» материи, из которой в конечном счете эманировали все звезды и галактики. В «Тайной доктрине», где символически представлены разные стадии развития космоса, мы находим аналогичное утверждение, за исключением того, что здесь Вселенная исходит от духа, а не от материи: «Архаический манускрипт — собрание пальмовых листьев, которые особым неизвестным способом защищены от воздействия воды, огня и воздуха, — находится перед глазами пишущей эти строки. На первой странице изображен безупречно белый круг на тусклом темном фоне. На следующей странице тот же круг, но с точкою в центре. Изучающий знает, что первый представляет Космос в Вечности, перед новым пробуждением еще дремлющей Энергии, эманации Слова в более поздних системах. Точка в прежде непорочно чистом круге... указывает на начало дифференциации. Это Точка в Мировом Яйце... зародыш внутри него, который станет Мирозданием, ВСЕМ, беспредельным, периодическим Космосом; причем зародыш этот периодически и поочередно бывает то латентным, то активным».
Е. П. Блаватская одобрительно цитирует одного французского теоретика, который рассуждает о том, что весь космос может быть сконцентрирован «в одной точке». В другом месте она говорит о Вселенной, выявляющейся из «центрального Солнца, из этой точки, вечно сокрытого зародыша».
В свете новейших открытий теория Большого взрыва подвергается серьезному пересмотру. До сих пор считалось, что продукты взрыва были беспорядочно выброшены по всем направлениям. Однако совсем недавно астрономы обнаружили нечто похожее на решетку из восьми галактик, расположенных на равных расстояниях друг от друга. Один из ученых, сделавших открытие, был весьма обескуражен и заявил, что мы — полные невежды в том, как возникла Вселенная, и должны с нуля приступить к разработке своих теорий.
Сообщение еще об одном открытии было сделано на ежегодном собрании Американского астрономического общества 10 января 1990 года. Статья в «Нью-Йорк таймс» от 12 января, посвященная этому событию, называлась «Открытие: континент галактик, притягивающий к себе другие галактики»: «Астрономы сегодня подтвердили, что одно из величайших известных им скоплений галактик действительно существует... Эта огромная структура, названная «великий притягатель», отстоит от Земли на 150 миллионов световых лет, и ее гравитационное притяжение непрерывно воздействует на Млечный Путь и миллионы других галактик...
Это открытие подтверждает теории, обсуждавшиеся астрономами на протяжении ряда последних лет. Суть их состоит в том, что основные объекты Вселенной во много раз крупнее и сложнее, чем представляли себе астрономы. Такие объекты — не просто галактики или галактические системы, это стократно превосходящие их огромные «континенты галактик».
Галактики в зоне «притягателя» не разбегаются в стороны, как в остальной части Вселенной, а все «падают» в некую область шириной в сотни миллионов световых лет. Поражает также скорость этого движения — 400 миль в секунду. Это свидетельствует о том, что нечто притягивает эти галактики... Астрономы отмечают, что некоторые из наблюдаемых галактик расположены по другую сторону Млечного Пути от этого притягателя — и, что показательно, тоже притягиваются к нему...
В соответствии с современным описанием истории Вселенной, для образования подобной структуры потребовалось бы времени больше, чем существует сама Вселенная... Великий притягатель — только одна из ряда тех гигантских структур, существование которых теоретически допускалось в последние несколько лет, наряду с «великой стеной», которая, как считают, представляет собой огромное «покрывало» из галактик, растянувшееся на миллиард световых лет».
Возможно, это открытие имеет огромное значение. До сих пор ученые могли лишь предполагать, что нынешнее «разлетание» миров и удаленных галактик во Вселенной, созданной Большим взрывом, в один прекрасный момент может приобрести обратный характер, но континент галактик «великого притягателя» придает вес этой теории. Таким образом, теория о том, что Вселенная периодически возрождается вновь, может получить дополнительную поддержку.
В свете этих грандиозных проблем высадка человека на Луну может показаться фактом не столь значительным, однако она стала одним из крупнейших событий в нашей истории.
Теперь мы догадываемся, что Земля живет той согласованной взаимосвязанной жизнью, какую мы находим у живых организмов. Мы знаем, что планетная жизнь, «биосфера», саморегулируема, и этим открытием мы в огромной степени обязаны Джеймсу Ловлоку и Линн Маргулис с сотрудниками, которые приступили к своим исследованиям в 70-х годах XX века.
Земля, увиденная с Луны «переливающимся сапфиром», вдохновила Джеймса Ловлока, химика и биофизика, на научные исследования, результаты которых он изложил в книге «Гея — новый взгляд на жизнь Земли». Однако еще век назад эта «новая идея» была сформулирована Е. П. Блаватской и теософами.
В «Тайной доктрине» Блаватская пишет: «Представление о том, что все во Вселенной живое — одна из тех древних концепций, которые в нынешнем столетии возвращаются человеческому разуму, вследствие освобождения его от антропоморфической теологии. Наука, правда, довольствуется тем, что фиксирует и постулирует признаки всеобщей жизни, но она еще не настолько осмелела, чтоб хотя бы шепнуть: «Anima Mundi!» Представление о «кристаллической жизни», принятое теперь наукою, было бы осмеяно полвека тому назад... Даже склоняя на все лады термины «сила» и «энергия», наука вряд ли сможет долго игнорировать тот факт, что все, в чем присутствует жизнь, — живое, будь то атомы или же планеты». Точка зрения лауреата Нобелевской премии Брайана Джозефсона, профессора физики Кембриджского университета, во многом совпадает с этим утверждением. В одном из интервью он замечает: «Каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам... Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. Похоже, что на самом тонком своем уровне материя ведет себя скорее как нечто биологическое и живое. В основе явлений, которые мы обычно наблюдаем, и даже тех, что изучают в физике, могут лежать жизнь и разум... Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, или единством, которое ученые не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях». Для кого-то, возможно, окажется неожиданностью, что сэр Исаак Ньютон тоже считал природу живым существом.
«Сокровенные мысли и идеи Ньютона были извращены, — пишет Блаватская, — из его великих математических познаний в расчет была принята одна лишь физическая оболочка. Если бы бедный сэр Исаак предвидел, каким образом его преемники и последователи будут обращаться с его «тяготением», этот набожный и благочестивый человек, несомненно, просто потихоньку съел бы свое пресловутое яблоко и не проронил бы ни единого слова о тех идеях из области механики, которые осенили его вследствие падения оного».
В 1984 году вышла книга «Квантовые вопросы: мистические сочинения великих физиков мира». В ней рассматриваются работы Гейзенберга, Шредингера, Эйнштейна, де Брой-ля, Джинса, Планка, Паули и Эддингтона, «убежденных в том, что физика и мистицизм — в некотором роде братья-близнецы... Все эти замечательные люди, без исключения, пришли к мистическому или трансцендентальному мировоззрению, в котором мир предстает как феномен скорее духовный, нежели материальный».
Это еще раз подтверждает основополагающий принцип «Тайной доктрины» о возможности синтеза науки, религии и философии, на что указывает подзаголовок этой книги. Приводимые ниже отрывки из сочинений Эйнштейна свидетельствуют о том, что для автора теории относительности наука и религия отнюдь не представлялись чем-то несовместимым:
«Самое прекрасное и глубокое чувство, какое мы можем испытать, — это ощущение мистического. Оно есть сеятель всей истинной науки. Тот, кому незнакомы подобные чувства, кто не способен более удивляться и замирать в благоговении, тот все равно что мертв. Знать, что вещи, непостижимые для нас, действительно существуют, проявляясь как высочайшая мудрость или самая лучезарная красота, которую нашим убогим чувствам дано воспринять только в самых примитивных формах, — это знание, это ощущение лежит в основе подлинной религиозности».
«...Я утверждаю, что космическое религиозное чувство — сильнейшая и благороднейшая из пружин научного исследования. Только тот, кто знает, какими огромными усилиями и, в первую очередь, самоотверженностью дается разработка новых путей в теоретической науке, сумеет понять, какой силой должно быть исполнено чувство, способное подвигнуть на труд, столь далекий от реалий повседневной жизни. Лишь космическое религиозное чувство может сообщить человеку такую силу. Один наш современник не ошибся, сказав, что в наш материалистический век серьезные ученые — единственные по-настоящему религиозные люди». В «Автобиографии» Роберта Э. Милликена приводится следующее высказывание Эйнштейна: «Я довольствуюсь созерцанием таинства разумной жизни, воспроизводящей себя на протяжении всей вечности; размышлением по поводу чудесного устройства Вселенной, которое мы смутно улавливаем; и смиреной попыткой понять хотя бы малейшую частичку разума, проявленного в природе». Идея, о том что природа проявляет разум, выглядит весьма далекой от преобладающего ныне среди ученых представления о том, что случайность и произвол царят и в субатомном мире, и в безбрежных просторах космоса, где прямо на наших глазах рождаются и гибнут вселенные. Английский ученый Роджер Пенроуз — один из тех физиков, для кого фраза Эйнштейна «мой мизинец подсказывает мне, что квантовая механика небезупречна» свидетельствует отнюдь не об упрямстве великого физика. Пенроуз убежден, что «в любой интерпретации квантовой механики в ее нынешнем виде все равно остаются неразрешимые загадки». Он полагает, что в будущем «квантовая теория претерпит радикальные изменения» и будут открыты глубочайшие законы, которые объяснят даже великую тайну человеческого сознания, равно как и поведение атомных частиц, кажущееся сейчас хаотичным.
В этой связи уместно вспомнить статью Блаватской «Космическое сознание»: «...каждый атом, подобно монаде Лейбница, — сам по себе маленькая вселенная» — то есть в определенной степени обладает сознанием. В другом месте Блаватская цитирует сходные высказывания Томаса Эдисона: «Мне кажется, что каждый атом обладает неким примитивным разумом: посмотрите, как атомы водорода сочетаются с атомами других элементов тысячами способов... И вы хотите сказать, что все это происходит без участия разума?» Б. П. Блаватская добавляет: «М-р Эдисон — теософ, хотя и не из самых активных. Но, похоже, само обладание дипломом Общества приобщает его к теософским истинам».
Блаватская признает, что ее взгляды относительно присутствия разумной жизни во всем космосе могут быть расценены как возрождение «суеверий полоумных алхимиков». Это приводит на ум историю, рассказанную физиком Хейнцем Пейджелсом в книге «Космический код: квантовая механика как язык природы».
Как-то раз Вольфганг Паули выступал в лаборатории Пупина в Колумбийском университете с лекцией о новой нелинейной теории элементарных частиц Гейзенберга. Среди слушателей был Нильс Бор, который после лекции заметил, что теория эта недостаточно безумна, чтобы быть верной. И вот Бор и Паули заспорили. Бор твердил: «Она недостаточно безумна», Паули возражал: «Нет, достаточно». Сторонний наблюдатель вряд ли понял бы, что же пытаются поделить два великих физика. Дело в том, что и Бор и Паули прекрасно понимали, что именно безумность квантовой теории есть залог ее правильности.
В этой главе говорилось о пророчестве в «Тайной доктрине» о том, что всего за девять лет — с 1888 по 1897 год — покров природы будет прорван. Один из ученых, сопоставивший это пророчество с тем, насколько оно исполнилось, пришел к следующему выводу: «Покров природы действительно оказался прорван, причем самым неожиданным, поразительным и странным образом, позволив проникнуть невообразимо глубоко и в мельчайшие, и в величайшие царства природы, с такими потрясающими последствиями для науки во всех областях и для повседневной жизни человека, что параллелей этому не сыскать во всей известной нам истории».
С неукротимым темпераментом и полемическим задором Блаватская обрушивалась в «Тайной доктрине» на теорию Дарвина, усомнилась в законе тяготения Ньютона. «Когда-нибудь будет найдено, что эта научная гипотеза неудовлетворительна... Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями, и даже весьма второстепенными... Тяготения не существуют, во всяком случае, не в том виде, как учит наука...»
Крупнейшие киты физики и биологии попали под ее обстрел... Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но ее критика авторитетов науки XIX века — не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их.
Как показало дальнейшее, ньютонианское представление о мироздании справедливо в рамках частного случая концепции Эйнштейна. Закон всемирного тяготения интерпретируется теорией относительности через искривление пространства.
В недавние годы выяснилось: объяснить происхождение жизни и разума случайным сочетанием элементов запрещает теория вероятностей: не хватает ни периода существования Земли, ни степени перебора вариантов. Эволюционная же теория Дарвина односторонне прямолинейна: наряду с эволюцией действуют, как предвосхитила Блаватская в «Тайной доктрине», инволюция... Кажется, нет таких сфер, куда бы не проникло всевидящее око великой предсказательницы. Увеличивающие скорость движения (вплоть до субсветовой) галактики на горизонте расширяющейся Вселенной? Это в принципе Блаватской было известно: «Все во Вселенной, так же как и сама Вселенная, образуется в течение ее периодических проявлений в пределах феноменального мира — ускоренным движением». Новейшая гипотеза тождества микро- и макромиров, относительного понятия масштабов, уравнивающего элементарную частицу с астрономическим миром? Гениальная провидица 80-х годов XIX века писала так: «...Каждый атом Вселенной... является Вселенной в себе самом и для себя». «Термин монада может быть одинаково применен как к обширнейшей Солнечной системе, так и к малейшему атому».
Ключ к загадке пришельцев — гуманоидов, таинственных появлений их и мгновенных исчезновений — предлагает нам Блаватская в следующей удивительной многомерной картине взаимопроникновения миров: «Существуют миллионы и миллионы миров... невидимых нами; и еще большее их число за пределами видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования... они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, такого же материального для их обитателей, как наш мир для нас... Обитатели их... могут... проходить через нас и вокруг нас, как вы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими,4 тем не менее, не мешают нашему зрению...» Задолго до работ астрофизика А. Л. Зельманова об относительности конечного и бесконечного, их совместной истинности в протяженности и в длительности Вселенной, Блаватская с поразительной научной интуицией предвещала: «Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он все же конечен ».
Блаватская нарушила традиционное представление о пустоте, категорически заявив, что пустоты в природе нет. Только в середине XX века парадоксальное утверждение Блаватской получило научное признание: вакуум — виртуальное средоточие колоссальных энергий.
Вот еще пример подтвердившегося совсем недавно откровения: «Солнце при каждом своем обороте сокращается так же ритмично, как человеческое сердце. Только... солнечная кровь требует 11 лет, чтобы пройти через полость сердца, прежде нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы». Физика Солнца за последние десятилетия сделала большие успехи и значительно приблизилась к пониманию нашего светила, как ритмично пульсирующего живого органа. Мы узнали: Солнце дышит! Но и это знала великая провидица!..
Ультразвук вошел в науку в XX веке, а Блаватская в 1888 году вдохновенно предвещала: «Мы... утверждаем, что звук есть... страшная сила. Звук может быть произведен такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух... Это есть вибрационная сила...» Таким образом, мы можем отметить то, что, по свидетельству обобщающих разработок в теоретической физике последних лет, наука, хочет она того или нет, волей или неволей, ползком или прыжком — движется в направлении теософии, точно так же как движется к синтезу отдельных разрозненных дисциплин, в конечном счете — к синтезу с этикой и с религией.
Еще в «Тайной доктрине» содержится представление о расширении Вселенной, совершенно нелепое с точки зрения науки XIX века и полностью противоречащее всем ее представлениям. Тем не менее оно полностью подтвердилось в XX веке после открытия Э. Хабблом красного смещения в спектрах галактик и создания релятивистских космологических моделей расширяющейся Вселенной.
Елена Петровна Блаватская писала в «Тайной доктрине»: «Луна гораздо старше Земли, и, как это объяснено в первом томе, именно Земля обязана своим бытием Луне, вопреки всем противоположным объяснениям этого факта астрономами и геологами». Это утверждение было научно доказано также лишь в XX веке с открытием метода радиоуглеродного определения возраста минералов и после доставки на Землю проб лунного грунта американскими астронавтами. «Лунный грунт, — пишет геофизик Ю. В. Сёленюк, — и породы датируются возрастом 4,6 миллиарда лет, то есть возраст Луны заметно больше возраста Земли. Но часть ее пород образовалась уже после формирования, спустя 600 миллионов лет».
В другом месте своего фундаментального научного труда Блаватская задает вопрос: «Могли ли люди существовать 18 миллионов лет назад?» и далее сама отвечает на этот вопрос: «На это Оккультизм отвечает утвердительно, несмотря на всех ученых возражателей... Тайная Доктрина утверждает, что физическое человечество существовало на земном шаре на протяжении последних 18 миллионов лет, несмотря на общие катаклизмы и смещения в Четвертом Круге нашей планеты». Это утверждение также противоречит теориям современного научного антропогенезиса, согласно которому эволюция Homo sapiens — человека разумного — продолжается на Земле не более 100 тысяч лет. Уже в 1885 году в куске бурого угля, который был добыт в пластах, относимых доктором Адольфом Гурльтом к позднему неогену, был обнаружен металлический предмет со следами искусственной обработки, получивший название «зальцбургский параллелепипед». Когда венские специалисты в начале 1966 года провели химическую экспертизу находки, метеоритная гипотеза его образования отпала окончательно — в предмете совсем не содержалось никеля. Вероятно, он был сделан из чугуна и затем обработан по периметру. Это не единственная в данном роде находка. Позднее были найдены железный молот с деревянной ручкой в скальной породе; гвоздь внутри песчаника; гвоздь в куске кварца; наперсток (прозванный «наперстком Евы»), в куске лигнита и много других ископаемых находок явно искусственной природы. До сих пор нет объяснений технологиям изготовления человеческого черепа, сделанного (предположительно народом майя) из куска горного хрусталя, делийской колонны, отлитой из практически чистого железа, электрических батарей, найденных в Ираке при раскопках захоронений, датируемым двухтысячелетней давностью. Многие такие находки стали широко известны благодаря активной пропагандистской деятельности швейцарца Эриха фон Денекена, написавшего несколько научно-популярных книг и создавшего ряд документальных фильмов. Конечно, найти материальные остатки цивилизации, существовавшей более миллиона лет назад — задача чрезвычайно трудная. Тем не менее настоящей сенсацией XX века явилось открытие в середине 70-х годов перуанским ученым Хавьером Кабрерой Даркеатак называемых «камней Ики» — камней-гравюр, возраст которых оценивается учеными в 200 тысяч лет! На этих каменных документах зафиксированы географические карты, операция по пересадке сердца, люди верхом на динозаврах и давно вымерших животных и многое другое, что свидетельствует о заблуждениях антропологов относительно оценки периода сознательной человеческой деятельности на Земле. В Тикале (Центральная Америка) была обнаружена каменная стела, на которой высечена дата 5 041 738 год до новой эры.
В «Тайной доктрине» утверждается существование человеческих рас гигантов, рост которых постепенно уменьшался в ходе эволюции. Первые люди были настоящими циклопами по нынешним меркам, они достигали в высоту 18 метров! Как иначе объяснить происхождение таких мегалитических сооружений, какими являются статуи острова Пасхи, архитектурные памятники Южной Америки в Тиауанако, Саксауа-мане, Куско (основу сооружений составляли гигантские каменные плиты весом до 100 тонн!); легендарный Стоунхендж и многие другие? Исследователь Андрей Староверов пишет: «По сообщениям испанской хроники, появившись на Американском континенте, европейцы с удивлением и страхом наблюдали в одном из храмов майя скелет великана».
В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской можно найти провидческие утверждения о том, что «приближается день, когда потребуется абсолютная реформа в современных методах науки самими учеными». Такой реформой будет отказ от концепции существования только лишь физических законов, управляющих мирозданием. Прогресс в науке неизбежно заставит исследователей обратиться к эзотерическому учению для того, чтобы объяснить природу так называемых аномальных явлений.
Далее мы, систематизируя уже сказанное, приводим список основных предсказаний Блаватской в области науки, которые уже сбылись либо сбываются.
1. Блаватская знала об эквивалентности энергии и массы, что позже в 1905 году показал Эйнштейн в своей знаменитой формуле Е=mс2.
2. Она знала о факторе выражения «скорость света в квадрате» в этом уравнении.
3. Она предсказала фотон, который открыл миру в 1905 году Эйнштейн, объясняя явление фотоэлектрического эффекта.
4. Она знала о броуновском движении, объясненном Эйнштейном в 1905 году.
5. Ей было известно о внутренней взаимосвязи пространства и времени и о «мировой линии». И это было впоследствии открыто Эйнштейном.
6. Она знала об электроне до его открытия в 1897 году.
7. Уже в 1888 году она знала, когда он будет открыт.
8. Она предвидела огромный скачок в раскрытии тайн природы, который будет сделан наукой в конце XIX — начале XX века. Она знала, что это произойдет по завершении основных частично совпадающих циклов в 1897 году. Именно в годы, предшествующие этому скачку, наука подошла к вы
воду о почти полном завершении своей... миссии. Мол, ей, науке, осталось сделать совсем немного, ибо уже не осталось никаких... тайн.
Период предсказанного Е. П. Блаватской скачка в науке ознаменован следующими открытиями:
- открытием таинственного и совершенно неожиданного феномена Х-лучей в декабре 1895 года Вильгельмом Конрадом Рентгеном;
- открытием радиоактивности Антонием Генри Беккерелем в 1896 году;
- открытием и доказательством существования электрона сэром Дж. Томсоном в 1897 году, возвестившим о начале эры электроники с ее огромным влиянием на все области науки и на всю повседневную жизнь и ознаменовавшим появление научного определения атома и проникновение в глубь атома;
- открытием альфа-частиц и бета-частиц Резерфордом;
- началом опытов в камере Вильсона;
к этому периоду скачка относятся открытия начала века группой так называемых «монументальных физиков». Эти открытия были крайне поразительны и революционны.
9. Она знала о квантовании в природе. Позже, в 1900 году, Макс Планк впервые предложил принцип квантования — концепцию, находящуюся в полном противоречии с представлениями того времени.
10. Она знала о факте мельчайшего расщепления времени.
11. Она знала, что материю можно рассматривать как произошедшую из волн. В нашем столетии эту идею в физике начал развивать де Бройль.
12. Ей было известно, что свет можно рассматривать
и как частицу. Она знала о парадоксе волна—частица, который был открыт в XX столетии, а также знала, как разрешить эту тайну.
13. Она знала о бесконечной делимости вещества. В этом направлении наука продвигалась шаг за шагом — сперва открыв электрон, затем — протон, потом — нейтрон, позже — кварки и другие частицы, каждый раз полагая, что открывает, наконец, первичную частицу. И только теперь в теории
сильных взаимодействий наука подошла к идее чистых волн. Только ныне эта идея соотносится с наукой «Тайной доктрины».
14. Она знала, что в своей основе все силы природы едины. Опять же физика лишь шаг за шагом продвигалась к пониманию этого. За несколько десятилетий до «Тайной доктрины»
Максвелл объединил электричество, магнетизм и свет. Много позже, в этом же столетии, слабые ядерные взаимодействия были объединены с электромагнетизмом. Ученые с различным успехом работают над созданием Великой Единой Теории, в которую войдут и сильные ядерные взаимодействия.
Наиболее широко развивающаяся с 1984 года теория сильных взаимодействий присоединяет также и силу гравитации для завершения объединения. Более того, это единство имеет место при самом зарождении космоса, что и согласуется с утверждениями Блаватской.
15. Она знала о фундаментальном колебательном свойстве материи, открытом Шредингером и другими специалистами по квантовой механике.
16. Она, вероятно, даже знала форму колебаний.
17. Она знала, что наука не до конца понимает силу гравитации, хотя долгое время законы гравитации преподносятся как классический пример победы науки.
18. Ей было известно, что физики, подходя к оккультизму, будут находить много сходного в восточной религии. Как показано в работах ряда авторов, в последней четверти XX столетия такое сходство стало очевидным.
19. Она намекала на то, что понятие эфира будет отвергнуто наукой. Позже Эйнштейн отказался от него, как от ненужного — и тот был отвергнут.
20. Она знала, что потом понятие эфира вновь вернется в науку. В каком-то смысле это уже произошло.
21. Она знала, что к материи и энергии должен быть присоединен принцип сознания. Теперь некоторые ведущие физики заявляют о том, что квантовая механика нуждается во введении принципа сознания в физику.
22. Она знала, что разум занимает фундаментальное положение в природе.
23. Она утверждала, что космос — это не «неограниченный вакуум» и не «обусловленная пустота», а и то и другое вместе. Теперь часть физиков подтверждает это.
24. Она, возможно, знала о так называемом «спине» субатомных частиц.
25. Она знала о существований сознания у отдельных атомов. Некоторые интерпретации в экспериментальной физике подтверждают это.
26. Она предполагала, что Вселенную можно рассматривать как сеть взаимозависимостей. Часть физиков разделяет этот взгляд.
27. Она знала о взаимосвязанности всего космоса. Так называемый ЭПР-эксперимент и сходные с ним, в соответствии с недавней теорией Джона Белла, подтверждают это утверждение.
28. Она считала, что Солнце находится не в состоянии горения, как полагали в ее время. Взгляды ученых той эпохи ныне кажутся нам наивными, но откуда она знала об этом?
29. Она знала о расширении космоса. В ее время не допускалась идея расширяющейся Вселенной. Шокирующее открытие имеющего место расширения Вселенной было сделано Эдвином Хабблом в 1929 году.
30. Ей было известно о сжатии космоса. Современные ученые, в частности замечательный ученый Стивен Хоккинг, придерживаются этой точки зрения.
31. Она утверждала, что космос проходит через повторяющиеся циклы расширения и сжатия. Стивен Хоккинг и другие ученые думают так же.
32. Она знала о существовании ДНК — генетического передатчика наследственной информации, открытом Уотсоном и Криком только в XX столетии.
33. Она знала о трудности в объяснении происхождения первой ДНК. Рассчитано, что ее случайное происхождение очень маловероятно.
34. Она знала принцип соединения генов.
35. Она предполагала, что для дарвинизма станут проблемой «пробелы» в хронологии геологического развития. Ныне эти проблемы включены в университетские курсы по эволюции. Но откуда она могла знать, какие открытия будут сделаны при изучении гор?
36. Факты неожиданных глобальных изменений климата, например находка в зоне с холодным климатом замерзшего мамонта с непереваренными цветами лютика в желудке, не представляли проблем для Блаватской. Она утверждала, что в далеком прошлом происходили изменения оси вращения Земли.
37. Древнюю историю Земли она знала раньше, нежели о ней свидетельствовали геологи. Упомянем лишь недавнее открытие гигантской флоры и фауны в Австралии — зоне, ранее не пользовавшейся вниманием.
38. Она утверждала, что у планеты существует свой собственный дух. (Как отважилась она высказать это в 1889 году?) Ныне последователи Гайя-теории приводят свидетельства телеологической (целенаправленной) активности планеты Земля.
39. Признавая телеологическое поведение Земли, можно допустить существование сознания и разума у планеты.
Признав, что Земля — существо без мозговой коры — обладает сознанием и разумом, допустив возможность какого-то вида сознания у атомов и растений, можно предположить его существование и у Солнца. Мы необычайно близки к доказательству приемлемости духовной иерархии, показанной Блаватской.
И в заключение этой главы хочется особо отметить, что теософия Блаватской воевала не с наукой, а с монополией того научного направления, которое в наше время привело человечество на грань глобальной катастрофы.
Теософия Блаватской призывала не к возврату седой старины, а к пересмотру полузабытого полуокарикатуренного старого, в котором содержится, как в драгоценном ларце за семью замками, очень многое (если не все лучшее) новое.
Блаватская, не отрицая необходимости проектирования, так сказать, аэродинамического крыла науки, предостерегала, что на одном крыле наука далеко не улетит: надлежит срочно позаботиться и о другом крыле — раскрытии беспредельной энергии духа — вечном двигателе, известном всем посвященным мыслителям древности, отчасти памятном в эпоху средневековья, и безнадежно забытом прагматично-утилитарной наукой нового времени.