привести к подлинной планетарной катастрофе. И здесь она оказалась полностью права, потому что фашизм, появившийся на завершении Кали-юги, продемонстрировал самое жуткое и зловещее лицо бездуховной цивилизации, обрисовал то чудовищное будущее, которое может ожидать планету. В 1889 году, за два года до своей смерти, Блаватская провидчески написала о двух альтернативах, ожидающих XX век, у истоков выбора которых стояли и священнослужители: «Однако время мертвой буквы (Писания) и теократии (господства священников) уже прошло; и мир должен двигаться дальше под страхом стагнации и гибели. Ментальная эволюция движется pari passu (вровень) с эволюцией физической, поскольку их общей целью является Единая Истина. Эту Единую Истину можно назвать сердцем человечества, тогда как эволюция это его кровь. Остановите на миг кровообращение, и сердце перестанет биться. То же самое можно сказать и об организме человечества! Именно слуги Христовы стремятся убить или, хотя бы парализовать Истину, лягая ее копытом «мертвой (или мертвящей) буквы»! То, что Коулридж говорил о политическом деспотизме, вполне справедливо и в отношении деспотизма религиозного. И ритуалистическая церковь, чей здравый смысл парализован ныне в тисках предрассудков, если только она не уберет свою тяжелую руку, гнетущую ныне миллионы верующих nolens volens (поневоле), обречена, уступить свое место религии и — умереть. Очень скоро ей придется сделать выбор. Ибо, когда люди узнают об истине, которую она так заботливо скрывает от них, для нее останутся только два возможных варианта развития событий: церковь исчезнет по воле людей или, если массы все же предпочтут остаться невежественными рабами мертвой буквы, она исчезнет вместе с людьми. Хватит ли служителям вечной Истины, превратившим оную в белку, обреченную скакать на одном месте в экклезиастическом колесе, [хватит ли] человеколюбия, чтобы избрать первую из двух альтернативных необходимостей? Кто знает?»
Сказанное выше, в преддверии грядущих социальных катаклизмов, объясняет крайнюю осторожность Блаватской и завуалированность ее высказываний о Христе, так что выдержки из ее сочинений даже для многих приверженцев Блаватской могут оказаться полной неожиданностью.
Красноречива и такая фраза из письма Е. П. Блаватской: «Если бы Отцу Неба и Земли, Отцу всей безграничной Вселенной действительно пришлось что-то написать, Он бы ни за что не допустил, чтобы в Его книге содержались противоречия, нередко совершенно бессмысленные, дающие основание людям обвинить Его. Общество по исправлению Библии выявило в ней 64 900 ошибок, и после того, как все они были исправлены, Библия все еще содержала столько же других противоречий».
А вот что Блаватская в одном из своих писем говорит об Иисусе: «Я никогда не поверю, что Христос, отличавшийся абсолютной чистотой личности, был сыном еврейского Иеговы, того злого, жестокого Иеговы, который специально пробуждает жестокость в сердце фараона, чтобы затем поразить его за это, который искушает еврейский народ, сам же искушает его, и, спрятавшись за облаками, бросает в людей камни, как испанский разбойник; а затем материализуется в трещине на камне. Если бы Христос верил в Иегову, Его бы не распяли. Разве Он когда-нибудь хоть один раз, произносил Свое Имя? Иегова не больше, чем национальный Бог евреев».
И еще одно утверждение Блаватской: «Любое совершенное творение человека прекрасно, и физические теории — не исключение. Уродливую теорию отличает неуклюжесть мысли, и ее трудно долго удерживать в сознании... Новые идеи поначалу часто кажутся нелепыми и странными, и красота их, если они правильны, начинает проступать позднее. Когда физики действительно поймут внутреннюю логику космоса, она окажется прекрасной».
Можно ли найти идею более прекрасную, чем та, согласно которой разумная жизнь универсальна и пребывает во всем, от галактики до атома, а мертвой материи не существует? Если она верна, то в ней содержится решение великой загадки обитаемости других миров. Если минералы — живые, тогда, конечно, все миры обитаемы. В «Тайной доктрине» есть захватывающее утверждение о том, что все планетные и звездные тела есть, были или будут «обитаемы человеком». В другом месте Блаватская приводит каббалистический постулат: «Камень становится растением, растение — животным; животное — человеком; человек — духом; и дух — богом ».
Древняя мудрость о том, что жизнь универсальна и духовна по своей сути, провозглашенная в «Тайной доктрине», накладывает на людей огромную ответственность — использовать эту жизнь во благо. Неверное и порочное обращение человека с материей угрожает самому существованию Земли.
Некоторые религиозные деятели считают, что если все живое станут вновь почитать священным, то возникнет опасность вернуться вспять, к примитивному пантеизму, и снова начать поклоняться камням и деревьям. Между тем в «Тайной доктрине» есть мысли по этому поводу, которые заслуживают того, чтобы над ними задуматься:
1. Тайная Доктрина если и учит атеизму, то только в смысле, который передается индусским словом настика, или отрицание идолов, в том числе всех антропоморфных богов. В этом смысле каждый оккультист есть настика.
2. Она признает Логос, или совокупного «Творца» Вселенной; Demi-urgos — в том смысле, в каком говорят о «зодчем» как о «творце» здания, хотя сей зодчий сам не притронулся ни
к единому камню его, но, начертав план, предоставил весь ручной труд каменщикам; в данном случае план был начертан Представлением (Мыслеосновой) Космоса, а труд построения был предоставлен Множествам разумных Сил. Но сей Демиург не есть какое-то конкретное божество — т.е. несовершенный внекосмический бог, — но совокупность Дхьян-Чоханов и прочих сил.
Что же касается последних —
3. Они двойственны по своей природе; и состоят из а) не разумной грубой энергии, присущей материи, и б) разумной души, или космического сознания, направляющего и руководящего этой энергией и которое и есть мысль Дхьян-Чоханов, отражающая Мыслеоснову Космического Разума. Результат этого — нескончаемый ряд физических проявлений и нравственных следствий на Земле, на протяжении манвантарных периодов, причем все в целом подчинено карме. Поскольку процесс этот не всегда совершенен, и так как он, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельствующие о существовании руководящего разума за покровом, все же имеет изъяны и недостатки и даже весьма часто оборачивается явной неудачею, — то из этого следует, что ни совокупные Множества, ни какая-либо из деятельных сил в отдельности не могут быть объектом обожествления. Тем не менее все они достойны благодарного почитания человечества; и человеку следовало бы постоянно стремиться помогать божественной эволюции Идей, чтобы стать, насколько это в его силах, сотрудником природы в выполнении задачи данного цикла. Одна лишь вечно неведомая и непостигаемая Карана, эта Беспричинная Причина всех причин, достойна иметь свой храм и престол на сокровенной и девственной тверди нашего сердца — невидимая, неощутимая, несказуемая иначе, нежели посредством «беззвучного голоса» нашего духовного сознания. Тем, кто поклоняется ей, следует совершать это в молчании и в святом уединении своей души, имея дух свой единственным посредником между собой и Мировым Духом, благие поступки — единственными служителями, а греховные побуждения — единственными зримыми и реальными жертвами, приносимыми этому Присутствию».