Закон Божий. О первой заповеди блаженства
Закон Божий протоиерея Серафима Слободского
О первой заповеди блаженства

       1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

       Блаженны нищие духом, т. е. смиренные; потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.

       Блажени - блаженны, т. е. в высшей степени счастливые и угодные Богу; нищии духом - смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других; яко - ибо, потому что; тех - их.

       Нищета духовная есть духовное убеждение в том, что жизнь наша и все наши духовные и телесные блага (как-то жизнь, здоровье, силы, душевные способности, знания, богатство и всякие житейские блага), все это есть дар Творца Бога: без небесной помощи невозможно приобретение, ни материального благополучия, ни духовного богатства - все это Божий дар.

       Нищета духовная называется смирением, а добродетель ее - смиренномудрием.

       Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Первый из ангелов стал диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. "Начало греха - гордыня" (Сир. 10, 15).

       Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель.

       Смирение дает нам возможность познавать самих себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; оно благотворно действует на исполнение наших обязанностей к ближним, возбуждает и укрепляет в нас веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает к нам милосердие Божие, а также и расположена к нам людей.

       Слово Божие говорит: "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит" (Пс. 50, 19); "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (Притч. 3, 34). "Научитесь от Меня", наставляет Спаситель, "ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Матф. 16, 29).

       Нищета телесная, или бедность может много содействовать приобретению духовной нищеты, если эта нищета, или бедность воспринимается доброхотно и безропотно. Но не всегда "нищие телесно" могут быть и "нищими духовно".

       И богатые могут быть "нищими духом", если понимают, что видимое, материальное богатство есть тленное и скоропреходящее, и что оно не может заменить богатства духовного; если помнят слова Господа: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп дает человек за душу свою?" (Матф. 16, 26).

       Но христианское смирение нужно строго отличать от своекорыстного самоунижения, роняющего человеческое достоинство, как например, подхалимство, заискивание и т. п.

       Надо, вместе с тем, строго отвращаться от так называемого "благородного самолюбия" или "защиты оскорбленной чести", отражающих предубеждения, пагубные суеверия, оставшиеся у европейских народов, как наследие враждебного христианству римского язычества. Истинный христианин должен решительно отречься от этих предрассудков, создавших антихристианский и постыдный обычай поединков или дуэлей.

       В награду нищим духом, т. е. смиренным, Господь Иисус Христос обещает Царство Небесное, т. е. вечно-блаженную жизнь. Это участие в Царстве Божием нищие духом начинают ощущать еще здесь, посредством веры и надежды на Бога, а окончательно и во всей полноте они получают его в будущей жизни.
Оглавление:

Предисловие

Часть первая. Предварительные понятия

Часть вторая. Молитвы.

Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета

Ветхий Завет
Новый Завет

Часть четвертая. О вере и жизни христианской.
Назначение человека
О естественном откровении
О сверхъестественном Божественном откровении. О Священном Предании и Священном Писании
Краткие сведения о Вселенских Соборах

1. О вере христианской.
Символ Веры
О первом члене Символа Веры
О втором члене Символа Веры

Беседа о превечном рождении Сына Божия
О третьем члене Символа Веры

Беседа о воплощении Сына Божия
Беседа о чудесах Божиих

О четвертом члене Символа Веры

Беседа о Кресте Христовом
Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле.
О благодатном огне на гробе Господнем
Благодатный огонь Великой Субботы

О пятом члене Символа Веры

Беседа о Воскресении Христовом

О шестом члене Символа Веры
О седьмом члене Символа Веры
О восьмом члене Символа Веры
О девятом члене Символа Веры
О десятом члене Символа Веры

Таинство крещения
Таинство миропомазания
Таинство покаяния
Таинство причащения
Таинство брака
Таинство священства
Таинство елеосвящения

Об одиннадцатом члене Символа Веры

Беседа о всеобщем воскресении мертвых

О двенадцатом члене Символа Веры

2. О жизни христианской
Десять заповедей закона Божия

О первой заповеди закона Божия
О второй заповеди закона Божия
О третьей заповеди закона Божия
О четвертой заповеди закона Божия
О пятой заповеди закона Божия
О шестой заповеди закона Божия
О седьмой заповеди закона Божия
О восьмой заповеди закона Божия
О девятой заповеди закона Божия
О десятой заповеди закона Божия

Девять заповедей блаженства

О первой заповеди блаженства
О второй заповеди блаженства
О третьей заповеди блаженства
О четвертой заповеди блаженства
О пятой заповеди блаженства
О шестой заповеди блаженства
О седьмой заповеди блаженства
О восьмой заповеди блаженства
О девятой заповеди блаженства.

Беседа о смысле зла
Заключение
Современные ученые и вера в Бога

Часть пятая. О Богослужении Православной Церкви

Послесловие

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU