Будда итог жизни
словам только потому, что это сказал Вам Будда, но хорошо исследуйте их. Будьте светом сами себе».

Эти высказывания демонстрируют практический подход буддизма. Он — для реальной жизни. Когда люди спрашивали Будду, почему и чему он учит, Будда отвечал: «Я учу потому, что вы, как и все существа, ищете счастья и стараетесь избегать страдания. Я учу тому, каким все является на самом деле».

Учение такой величины наилучшим образом понимаешь на фоне всей собственной жизни. Его совершенная структура яснее всего проявляется при сравнении со множеством других учений и взглядов на действительность. В течение столетий все попытки вместить богатство буддизма в те или иные концептуальные рамки только доказывали узость последних. Например, сегодня многие считают буддизм философией, и это верно в том смысле, что учение совершенно логично. Четкость мышления — это естественный результат буддийской практики, и возникает она из опыта беспрепятственного внутреннего пространства.

И хотя ясное мышление, конечно, один из главных факторов полного развития ума, то почему тогда буддизм — не философия? Потому что учение изменяет того, кто начинает с ним работать. Философия объясняет вещи на формальном уровне слов и идей, но когда книги ложатся обратно на полку, немногое меняется. Учение Будды, напротив, работает всесторонне. Оно ведет к необратимым преобразованиям, давая ключ ко внутренним и внешним событиям, переживаемым ежедневно. Применяя учение в жизни, глубоко убеждаешься в его возможностях, и во всех будничных ситуациях появляется привкус значимости и полезности для роста.

Многие замечают это изменяющее воздействие на практикующих и поэтому считают буддизм разновидностью психологии. Что сказать на это? Цель этого благородного ремесла очевидна: все психологические школы стремятся улучшить жизни людей. Они ставят своей целью помогать каждому так, чтобы он не обременял общество и имел как можно меньше личных трудностей в течение шестидесяти—восьмидесяти лет, которые большинство из нас проводит здесь.

Что касается буддизма, то он начинается там, где у людей есть самообладание и избыток силы, где ощущаешь, что пространство исполнено блаженства и никому не угрожает. До тех пор уверенность в своих силах — всего лишь слова. Отталкиваясь от этого уровня самообладания, учение развивает мужество, радость и любовь — врожденные богатства ума.

Когда растет наше осознание того, что все вокруг обусловлено обстоятельствами, то застывшим концепциям остается только уйти, и сами по себе появляются все совершенные качества и активности тела, речи и ума. Это происходит в таком порядке: сначала уменьшение разделенности между субъектом, объектом и действием, воспринимающим, воспринимаемым и процессом восприятия, приводит к определенному прозрению. Затем понимание того, что нет реального или личного «себя», дает окончательную уверенность в освобождении. Это — первый шаг на пути и это — непоколебимая основа для полного раскрытия ума, которое зовется Просветлением.

И психология, и буддизм изменяют людей, но последний — для уже здоровых. Буддизм начинается там, где психология останавливается, и целью его всегда является полное просветление, состояние Будд — состояние совершенства вне концепций.

Некоторые люди утверждают также, что буддизм — религия. Верно то, что данный статус приносит определенные практические выгоды, например, статус некоммерческой организации, но утверждение это весьма спорное. Он, наверняка, не «вера». Одно фундаментальное различие заключается непосредственно в термине «религия». «Re» в латинском означает «снова», a «ligare» — «объединять». Следовательно, религия пытается заново всех объединить или вернуть нас к чему-то совершенному. Буддизм, напротив, не ищет ничего в прошлом. Если однажды мы потеряли рай, то на него нельзя полагаться, так как возможно повторение.

Истина, если она абсолютна, должна быть истиной во всех временах и местах, что опровергает существование какой-либо отдельной «внешней» или «сотворившей все» сущности. Здравая проверка большинства богов, которым поклоняются в мире — ревнивых, с собственническими устремлениями или, в случае Аллаха, прямо-таки мстительных, показывает, что лучше с ними не связываться. Не мудро выбирать своим богом того, кто не устроил бы в качестве соседа.

Будда, с другой стороны, наш друг. Он работает только для того, чтобы освобождать существа и приводить их к просветлению, у него нет никакой другой цели, кроме их окончательного блага. Ему нужны коллеги, а не последователи, и его не тяготит ни порядочность, ни элементарная сообразительность. В его учении нет ни религиозных смертных приговоров, как в исламе, ни грехопадений, связанных с сексуальностью, ни догм церкви, в которые нужно просто верить. Все утверждения Будды логичны, доступны для опыта и могут освобождать существа. Чтобы извлечь пользу из буддизма, нужно лишь доверять тому, что есть цель, которой стоит достичь, — просветление, учение, приводящее нас к ней, и друзья на пути.

Буддизм также не «New Age» — «Новый Век». Там различные духовные традиции и эзотерические учения смешаны так, чтобы удовлетворять желаниям тех, кто предпочитает вопросам приятные ощущения. Конечно, впечатляет, что такой гуманизм идеалистов шестидесятых смог выжить в хромированном мире поколения «я», подобные «истины» заслуживают еще меньше доверия, чем рай, который можно снова потерять. Внешнее это или внутреннее — все, что появляется в определенном времени и месте — это результат обстоятельств, и, следовательно, оно будет меняться и опять исчезнет. То же самоеи на уровне внешних символов: хотя кристаллы в системе «New Age» стоят на первом месте, а высший уровень учения Будды назван Алмазным Путем, это не потому, что Будда — сноб, а «Алмазный Путь» — улучшенный вариант «Нового Века».

Чему же учит Будда? Он подтверждает истину, которая есть везде и никогда не была создана, знает и содержит в себе все относительное и абсолютное. Ее, не отделимую от пространства, при соответствующих обстоятельствах можно постичь на опыте как собственный ум. Это состояние называется уровнем истины и ничто и никогда не отделяется от него. Оно ощущает свою природу как непринужденную радость, а выражает себя как активное сочувствие, и это — источник всевозможного совершенства.

Уникально то, что Будда полагается на зрелость своих учеников, что он не видит никакой нужды управлять ими при помощи карающих или осуждающих Богов. Вместо этого он дает практические советы и показывает мир как коллективный сон, возникающий из первичного сознания всех существ. Внутри этой общей рамки от жизни к жизни созревают отпечатки их действий, называемые также «кармами». Они влекут за собой перерождения в разнообразных телах с различными способностями в самых разных странах мира и являются причиной всего обусловленного опыта.

Итак, что такое буддизм? Сам Будда использовал наилучшее описание. В течение 1500 лет существования учения в Индии оно называлось дхармой, а в последующие 1000 лет в Тибете его называли чё. Оба названия означают «каким все является на самом деле». Понимание того, «каким все является на самом деле», представляет собой ключ ко всевозможному счастью. Сам Будда — учитель, пример, защитник и друг. С его помощью существа могут избегать страдания и входить в состояние растущего блаженства, при этом освобождая и приводя к просветлению других.

Предыдущая страница  Следующая страница
ИТОГ жизни
       


       .

2550 лет назад Будда располагал уникальными условиями для передачи своего учения. Он жил в стране высокоразвитой культуры, в окружении чрезвычайно одаренных учеников и после достижения Просветления в течение целых 45 лет приобщал других к способам раскрытия ума. Этим объясняется обилие материала в его дхарме: Кангьюр, собственные слова Будды, состоит из 108 томов, содержащих 84 000 полезных поучений, а более поздние комментарии по ним, Тенгьюр — это еще 254 столь же толстые книги.

Поэтому понятно высказывание, которым Будда подвел итог своей жизни: «Я могу умереть счастливо. Я не оставил ни единого поучения зажатым в ладони. Я успел дать все, что может приносить вам пользу». Его самое последнее изречение отделяет буддизм от того, что принято называть религией: «Теперь не верьте моим 
Учителя белого братства:
> Сатья Саи Баба
> Е.П.Блаватская
Главная  | О сайте  | Обратная связь |                                                  Белое братство

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU