Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущего более, нежели Будд прошлого. «Так же, как почитают молодой месяц больше, нежели полную луну, так же, кто имеет веру в меня, должен почитать Бодхисатв более, нежели Будд».
Подобного действенного примера самоотречения история нигде нам не указала. По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисатву Майтрейю.
«И сказал Благословенный Ананде: «Я не первый Будда, который пришел на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одаренный мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель дев и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями».
И спросил Ананда: «Как узнаем мы Его?»
Благословенный сказал: «Имя Его будет Майтрейя».
Грядущий Будда, Майтрейя, как указывается его имя, — Будда Сострадания и Любви. Этот же Бодхисатва, в силу присущих ему качеств, часто именуется Аджитой — Непобедимым.
Интересно отметить, что почитание многих Бодхисатв нашло развитие только в школе Махаяны. Тем не менее почитание одного Бодхисатвы, Майтрейи, как преемника, избранного самим Буддой, принято и в Хинаяне. Таким образом, один только Бодхисатва Майтрейя охватывает все пространство, являясь выразителем всех чаяний буддизма.
Какими же качествами должны обладать Бодхисатвы? В учении Гаутамы Будды и в учении Бодхисатвы Майтрейи, по преданию, данном им Асанге в четвертом веке (МАХАЯНА — СУТРАЛАМКАРА), прежде всего отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности.
«Будды вечно в действии; им неведома недвижность; подобно вечному движению в пространстве, действия Сынов Победителей проявляются в мирах».
«Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от бремени принятия подвига общего Блага».
«Три радости Бодхисатв — счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания. Терпение всегда, во всем и везде. Сыны Будд, Сыны Победителей, Бодхисатвы в своем действенном сострадании — Матери всему сущему».
По всему буддийскому краю, на придорожных скалах, указывают путь изображения Майтрейи. От древнейших времен и доныне это изображение созидается буддистами, знающими приближение нового века. Почтенные ламы в сопровождении учеников, художников и ваятелей в наши дни путешествуют по буддийским землям, созидая новые изображения символа чаяний светлого будущего.
Учение Будды должно быть проверено и дано на широкое пользование. В наше время странно думать об общине и не знать положений первого научного общинника. Рука Будды не знала покоя, слагая опыт мировой лаборатории. Одно то, что Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества, одно это сообщает его учению огненную убедительность.
В построении Будды можно двигаться по бесчисленным этажам, и двери везде будут открыты призывом общины. Точное знание Будды позволило ему определить точное состояние его современников и только в далеком будущем увидеть Общину Мира.
Уважение к Будде было таково, что никто не осложнил облик Учителя одеянием божественности. Будда запечатлелся человеком, Учителем утверждающим. В этом львином, огненном утверждении он дошел до предвидения Майтрейи — символа века познания величия материи и утверждения великой Мировой Общины!
И сказал Благословенный: «Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит мудрость в жизни.
Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их.
Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценные знания и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира.
Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его, как исход жизни.
Не теряйте много времени на согласившихся, пусть сперва покажут применение первого зова».
Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим.
Значит, очищение Учения будет не только в принятии основ, но во введении их в жизнь. Отвлеченное понимание Учения Благословенного — невозможно.
Оно проникало в жизнь, и мы видим, как целые страны отпадали от Учения, когда оно вместо жизненных применений обращалось в отвлеченные трактаты. Теперь поразительный пример такого извращения и отпадания являет Тибет. Даже учение Бонпо усилилось как реакция против уродливого извращения буддизма.
Тиши Лама признал невозможным остаться среди предателей Учения. По его примеру отошли из Тибета многие лучшие ламы. Без этих образованных лам Тибет погряз в преступном невежестве.
Такая действительность пригодна для наблюдения, как совершается умирание Учения.
В то же время можно видеть, какую победу совершает Учение в других странах, где мыслят о приложении основ к жизни.
Ту же задачу решают последователи Хинаяны, становясь терпимее. Будда, как источник, и Майтрейя, как общая надежда, объединят суровых последователей южного учения с многообразием севера.
Окончательно выступит наиболее существенное для ближайшего будущего. Вместо расцвечения комментариев Учение снова будет приведено в красоту ценности краткой убедительности. Новое время века Майтрейи нуждается в убедительности. Вся жизнь должна быть очищена пламенем подвига!
Великий Будда, завещая Майтрейю, дал путь всего существования. К этим мудрым и ясным Заветам зовет явление новой эволюции.
Майтрейя — грядущий Татхагата, пятый в Благой Кальпе, прихода которого ожидают после Победителя в Истине Будды Шакьямуни.
В иконографии Майтрейю изображают в нескольких формах. Часто он сидит в европейской позе на возвышении, похожем на стул или кресло. Иногда его изображают на белом коне. Порой его представляют сидящим в традиционной позе Будды, с перекрещенными ногами, либо в лалитасане (поза, когда одна нога свешивается, опираясь иногда на меньший лотос, а другая лежит так, как в обычном положении Будды).
Майтрейя убран в украшения. Если на его голове корона, то она венчается небольшой ступой (чайтья, чортен; сооружение, символизирующее Вселенную в буддизме). Его тело золотисто-желтого цвета, он носит монашескую одежду. Руки сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения буддийского закона). Встречается форма Майтрейи с тремя лицами и четырьмя руками. Одна из его левых рук держит цветок нагкешвара (шафран), положение одной из правых рук — варада-мудра (жест дарующего благо), две других руки сложены у груди в дхармачакра-мудре или в иных жестах.
Майтрейю признают все течения буддизма. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.
Считается, что Арья Асанга прослушал непосредственно и записал пять трактатов Майтрейи. В результате долгой аскетической практики Асанга очистился от омрачений ума, и ему явился Майтрейя.
Явившись перед Асангой, Будда Майтрейя спросил практика: «Теперь каково твое желание?» Асанга попросил наставлений, — он давно мечтал изложить махаянское Учение, получив их непосредственно от Майтрейи. «Тогда держись за мою одежду», — сказал Будда Майтрейя, и они поднялись на Небеса Тушита.
Там, согласно одним буддийским источникам, Асанга пробыл один момент, а по временному исчислению богов момент равен 50 или 53 человеческим годам; согласно другим источникам, он пребывал на Небесах Тушита шесть месяцев.
Асанга слушал Учение Будды Майтрейи. Он прослушал изложение праджняпарамита-сутр, большой «Йогачарья-бхуми» и множество махаянских сутр. Затем он попросил Майтрейю сочинить трактат, объясняющий смысл этих текстов, и, как следствие, ему были изречены пять работ Майтрейи.
Где пребывает сейчас Будда Майтрейя? Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Согласно одной из них, Будда Майтрейя пребывает на Небесах Тушита («Сад Радости») в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для деятельности по Спасению. В буддийских писаниях говорится, что пришествие Майтрейи произойдет в период, когда длительность жизни людей достигнет 8 0 0 0 0 лет, а мир будет находиться под управлением справедливого буддийского правителя. Одно из писаний гласит, что это случится через 5 миллиардов 690 миллионов лет.
Заслуживает внимания и другая точка зрения: Будда Майтрейя — Бодхисатва, он может воплощаться там, где он более нужен, эманации Будды могут пребывать одновременно в разных мирах. Любой Будда, прежде чем стать Татхагатой, ведет жизнь Бодхисатвы в течение бесконечно долгого промежутка времени. Этим путем проходят все татхагаты прошлого, настоящего и будущего; этим путем прошел, перерождаясь, и Будда Шакьямуни.
Небеса Тушита — это четвертый снизу мир из шести Небес богов Мира Желаний (Мира Страстей, санскр. «Камалока»), так сказано в сутрах. В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдающие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки: использующие свои заслуги на помощь другим, развивающие Четыре Великих Неизмеримых Состояния сознания: Святую Любовь (Любящая Доброта), Сострадание, Сорадование (Святую Похвалу), Беспристрастность (Равностность, Незахваченность) — другими словами, те качества, которые составляют сущность Пробужденного Ума. В этом божественном мире перерождаются Бодхисатвы. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни перед тем, как переродиться на Земле две с половиной тысячи лет назад, воплотился на этих Небесах.
Будды свободны в выборе места своего нового рождения, они способны выбирать время и место перевоплощения.
И вместе с этим нет физических препятствий для их благословения и сострадания.
Требование очищения Учения не случайно, сроки близятся.
Изображение Майтрейи готово подняться.
Все Будды прошлого сочетали мудрость опыта и передали ее Благословенному Победителю.
Лама возглашает: «Да будет жизнь тверда, как адамант; победоносна, как знамя Учителя; сильна, как орел; и да длится вечно!»