По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу как на поток, как на непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.
Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что принято считать личностью, состоит из:
а) «чистого сознания» (читта или виджняна);
б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта);
в) «чувственного» в абстракции от сознания (рупа);
г) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания, конфигурации (санскара, чэтана).
В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.
Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.
В соответствии с учением о дхармах «поток сознательной жизни» индивидуума в конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.