• Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть «так исполните Закон Христов». Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.
• ...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что «многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное», и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: «Аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди».
• А главные заповеди Господни: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустится вам». Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.
• Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не чем иным; как сказано в псалмах «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано: «На всяком месте владычество Его», то есть Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.
• Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцев: «дай кровь и приими дух» . Это значит — потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о плохоте своей сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить — значит, хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?
• На вопрос «Как себе внимать, с чего начинать?» последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее».
• Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
• Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: «От грошовой свечи Москва сгорела».
• Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков батюшка сказал: «Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь».
• Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает».
• Когда нападет гордость, скажи себе: «Чудачка ходит».
• Батюшку спросили: «Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и прочее. Почему так?» Ответ: «Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться — и нечего сказать».
• Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
• «Отчего люди грешат? — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: — Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления».
• Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно.
• Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним будет нехорошо».
• На вопрос «Что значит жить по сердцу?» батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
• Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».
• На вопрос «Как жить?» батюшка отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
• Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
• Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
• Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни: двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить — упросила».
• Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у святого Иоанна Златоуста:
а) не грешить;
б) согрешивши, каяться;
в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
• Заговорили как-то о скорбях, одна и говорит: «Лучше болезни, чем скорби». Батюшка ответил: «Нет, в скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отобьешь».
• Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: «многи скорби праведным» и «многи раны грешным». Такова жизнь наша здесь, — все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: «Взыщи мира и пожени и».
• После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть не совершать прежние грехи.
• Когда батюшку спросили: «Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?», он ответил: «У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать».
• Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
• «Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, — если будешь настаивать справедливо — это все равно что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром».
• На вопрос «Как стяжать страх Божий?» батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну».
• Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: «ударят тебя по правой щеке, подставь и левую», а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, то есть вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: «Терпя потерпех Господа, и внят ми».
• «Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».
• Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».
• Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка — нападешь на медведя». Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.