Итак, что мы наблюдаем в жизни? Страх, неприязнь, а иногда и ненависть к числу шестьсот шестьдесят шесть и к его цифровому изображению в виде трех шестерок. На чем же основан этот страх и имеет ли он реальное основание в действительности?
Как это ни странно, но этот страх основан на вере и на вере именно в слово Божие, которое записано в 13-й главе «Откровения» Иоанна Богослова в стихах с 16-го по 18-й. Представьте себе на минуту, что этого места нет и никогда не было! Разве мог бы тогда возникнуть страх перед числом 666? На чем бы он был основан? Но надо отметить, что эта вера получила искаженный, а значит, и неправильный свой предмет. То есть стали верить в то, чего там, в «Откровении», нет.
Святые отцы Церкви, послушные Богу, мудро поступили, уклонившись от ясного ответа на вопрос о числе зверя. Они это делали из повиновения Богу и Его промыслу о спасении людей. А промысел этот касается и пророческих мест Священного Писания, должных открываться в нужное и угодное Богу время. Следовательно, вера в магическую силу числа 666 ложна.
Итак, существует мнение, что само по себе число 666 не несет ничего негативного или дьявольского и злого. Ведь и в Библии есть 666-я страница, и во многих других случаях в жизни мы употребляем это число просто как число. Конечно, при виде его возникают неприятные ощущения от воспоминаний по поводу указанного в Священном Писании, но само-то число тут не при чем. Оно такое же, как и другие числа. Тем более, что Бог творил именно шесть дней, и мы трудимся тоже шесть дней в неделю, а в седьмой отдыхаем.
Надо отметить, что ни в книге «Откровение», ни в других книгах Священного Писания, кроме 1-го и 2-го Посланий Иоанна Богослова, нет слова «антихрист». В Писании он именуется: зверь; зверь, выходящий из моря; зверь, выходящий из бездны; сын погибели; человек греха; беззаконник. Антихристом этот зверь именуется у святых отцов церкви и в Предании Церкви. Вот почему, когда мы именуем его антихристом зверем, мы как бы связываем Писание с Преданием, ибо одно дополняет другое.
Имя антихриста зверя и будет в себе отражать эту двойственность. Одной своей частью оно будет выражать противление истинному Богу, причем это будет первая часть его имени. Второй же частью — выражать звериную суть сына погибели. Из возможных имен антихриста следует сразу исключить имена святых апостолов и вообще всех святых. Следует исключить из рассмотрения все другие распространенные имена человеческие, так что нельзя будет сказать: антихрист Жора, Джордж, Билл, Михаил и т. п. Зверь в своем имени будет подчеркивать свою уникальность, неповторимость и исключительность, как это было в именах его предтеч: Наполеон Бонапарт, Гитлер, Ленин, Сталин. Его имя будет придуманным и составленным, а не паспортным, как это было с кличками: Ленин и Сталин. Подражая Христу, зверь возьмет для своего имени семь букв, как это мы видим в имени Христос.
Поскольку в Писании Господь именует себя Альфой (и Омегой), то и беззаконник возьмет эту букву первой в своем имени, как бы подчеркивая свою богоравность и первенство над всеми (будет у него и О от Омеги). Мы знаем, что книга «Апокалипсис», как и большинство книг Нового Завета, была написана на древнегреческом языке. Также и Господь, называя Себя Альфой и Омегой, употребил первую и последнюю буквы именно греческого алфавита. Вот почему и имя антихриста зверя будет составлено из букв греческого алфавита, хотя, возможно, и будет иметь аналоги на других основных языках.
Важно и то, что греческий язык позволяет производить расчет имени зверя, так как цифры и числа в этом языке имеют буквенное выражение, т. е. изображаются буквами греческого алфавита. Это дает возможность считать каждую букву и выражать всякое слово своим числом, а также записывать буквы цифрами, а цифры — буквами. Такую способность кроме греческого языка имеют еще два: древнееврейский и церковнославянский. Церковнославянский язык почти совпадает в переводе на числа с греческим. Ведь не зря святые Кирилл и Мефодий взяли для него многие буквы греческого алфавита.
Перейдем к рассмотрению нужного текста из 13-й главы «Откровения». Однако недостаточно будет сосредоточить внимание на стихах с 16-го по 18-й. Для лучшего разрешения вопроса об имени и числе имени зверя следует расширить контекст, добавив стихи, предшествующие 16-му, а также фрагмент из 14-й главы, в котором тоже речь идет о начертании имени зверя.
Откр. 13:
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их.
Итак, мы видим, что именно второй зверь, выходящий из земли (т. е. во времена твердого порядка при антихристе) и именуемый лжепророком, введет в обиход начертание с именем и числом имени зверя.
Когда же, т. е. в какой период правления первого зверя — антихриста, появится второй зверь — лжепророк? Узнав это, мы узнаем и время повсеместного введения в действие начертания зверя. Для этого вернемся к началу 13-й главы:
Откр. 13:
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я; что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю; говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.
Из церковного Предания известно, что всемирному правлению антихриста будет отпущено семь земных лет. Это та последняя седмина, о которой сказано у пророка Даниила. Половину этого срока, т. е. 3,5 года, антихрист будет править в Риме как всемирный царь. Он будет совмещать титул римского императора и папы римского.
И вот в половине его правления он будет как бы смертельно ранен от покушения. На самом деле он не умрет, но лишь замрет по действию сатаны, который и организует это покушение и весь спектакль с лжеоживлением, или лжевоскресением зверя. На это указывают слова как бы в 3-м стихе. Отец лжи сатана и здесь пойдет на лукавый обман. Причем он обманет не только людей, но и самого антихриста. Писание называет лжевоскресение зверя «исцелением», чтобы не унизить слово «воскресение», ибо воскресить может только Бог.
Это действо с «оживлением» зверя нужно будет сатане, чтобы уверить всю землю и самого антихриста в божественности последнего, а через него и в своей. За этим представлением будут следить все средства массовой информации. И если Господь Иисус Христос воскрес тайно, то зверь восстанет на глазах у всех. После осознания себя Богом антихрист перенесет свою столицу из политического центра мира — Рима в религиозный центр — Иерусалим и объявит его столицей вечного Бога, т. е. своей. В Иерусалиме он, по слову апостола Павла, воссядет в отстроенном к тому времени иудейском храме и объявит себя Богом. В качестве лжебога ему останется действовать 42 месяца.
Сатана, зная, что мало ему осталось времени, выдвинет на помощь антихристу зверю другого зверя — лжепророка. Именно этот второй зверь, который силою бесовской будет производить эффектные лжечудеса, и выдвинет идею с начертанием первого зверя.
Следовательно, начертание зверя с его именем и числом его имени будет впервые введено на земле не ранее чем появится лжепророк, т. е. не ранее чем после трех с половиной лет правления антихриста и за 42 месяца его конца. Ожидание внедрения начертания до этого срока, а тем более тайным образом ошибочно и есть явная бесовская прелесть или крайнее невежество.
Следует заметить, что нигде в «Откровении» по отношению к начертанию зверя не употребляется наименование «печать». Это слово употребляется по отношению к рабам Божиим:
Откр. 7:
2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
Не случайно слово Божие употребляет для клейма антихристова наименование «начертание». Корень этого слова — чертить. Чертятся же в основном геометрические фигуры. Вот одна из таких геометрических фигур, составленная из двух пересекающихся равносторонних треугольников, известная под именем звезды Давида, и будет взята антихристом, по предложению лжепророка, за основу начертания.
Рассмотрим подробно стихи с 16-го по 18-й из 13-й главы.
Откр. 13:
16 И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое.
В 16-м стихе речь идет только о начертании, а в 17-м добавлено имя зверя и число его имени. Казалось бы, что в 17-м стихе надо было поставить точку после слова «начертание». Или в 16-м добавить к начертанию имя и число имени зверя. Здесь действительно нужна мудрость от Бога, чтобы уразуметь.
На самом деле противоречия или несогласия нет, ибо речь в обоих случаях идет об одном и том же. Мы видим своего рода триединство: одно начертание в трех «ипостасях». В первом случае оно указано свернутым в одно начертание, которое содержит в себе имя и число имени зверя. Во втором — во всех трех своих частях: собственно начертание, имя зверя и число имени его. Соединению этому помогает и место из 14-й главы, где в 11-м стихе читаем: «начертание имени его».
Эти знания помогут нам понять структуру данного начертания, т. е. что помимо геометрической фигуры звезды Давида оно будет заключать в себе имя зверя и число его имени.
Почему же, имея великую власть, антихрист будет требовать подчеркнуто добровольного принятия его начертания? Да потому, что он по безумной дерзости и гордости своей захочет как бы показать истинному Богу, что люди поклоняются и подчиняются ему, зверю, осознанно и добровольно, а также что они оставили истинного Бога.
Само начертание, по мнению ряда отцов церкви, будет наносится на правую руку или лоб посредством лазера или другого современного технического инструмента. Это будет нечто похожее на нынешние пластиковые карточки. Места на лбу и правой руке будут выбраны не случайно, это поможет отнять у человека силу крестного знамения и самую возможность осенить себя знамением креста. Вот почему принятие начертания зверя будет ко всему прочему еще и крестоборческой ересью.
Нанесенное на кожу изображение, помимо начертания с именем и числом имени зверя (что только и дает право на покупку и продажу), может иметь еще сведения о банковских счетах носителя и другую информацию о нем. В этом случае начертание может исполнять функцию денег (банковских пластиковых карточек), так как на нем будет хранится вся финансовая информация зверепоклонника.
Лжепророк введет обязательное поклонение «живой» статуе (роботу) зверя. Эти статуи будут повсеместно установлены в антихристоуариумах (т. е. в капищах, названных именем зверя; мавзолеи некоторых вождей — это только прообразы их). Эти капища зверя в большинстве своем будут бывшими христианскими храмами. Христианство же как религия будет запрещено под страхом смертной казни. Все кресты и святые изображения из храмов и куполов будут удалены. Иконостасы будут убраны и в алтарной части храма вместо престола будет установлена «живая», говорящая и способная убивать статуя (робот) антихриста зверя. Нечто подобное было при захвате Иерусалима римскими войсками императора Тита Веспассиана, когда воины внесли статую Веспассиана в иерусалимский храм и как изображение их бога установили во святая святых. Это осквернение христианских храмов и алтарей и есть то, что у пророка Даниила именуется мерзостью запустения на святом месте.
Откр. 13:
18 Здесь мудрость...
Это очень важная фраза! Попробуйте прочитать отрывок дальше без нее: ...Кто имеет ум, тот сочти число зверя...
Получится, что любой разумный человек может узнать число зверя. Чтобы не было такого ложного понимания, и надо было указать в отношении сказанного до 18-го стиха: «Здесь мудрость». Из этого следует, что умный человек сможет рассчитать это число, если мудрый человек (т. е. тот, кто имеет духовный разум) даст ему исходные данные для расчета.
Но это возможно только для того ума, который будет погружен в Священное Писание и Предание Церкви. Вспомните слова преподобного Серафима Саровского чудотворца, что ум истинного христианина должен плавать в слове Божием. Только такому уму возможно будет рассчитать число зверя во время, благословенное Богом.
Почему же должно сосчитывать число зверя, если это число уже известно как 666? И что означает в данном случае: сосчитать? Сосчитывание в данном случае не есть арифметическое действие. Известность числа полностью устраняет необходимость математических расчетов. Сосчитать — означает определить по известному из «Откровения» числу его буквенное значение и тем определить имя зверя.
Великий Иоанн Богослов именует это число человеческим. Вот почему негоже этому числу давать значение сатанинского, когда слово Божие и любимый ученик Христов называют его человеческим. Почему же еще это число именуется человеческим? Оно не божественного происхождения, но составлено человеком; оно выглядит человеческим и имеет значение, понятное для человека; оно поддается расчету и пониманию человеком.
Приведем еще свидетельства от Писания, обличающие тех, кто сейчас преждевременно борется с числом 666, как будто бы с числом зверя, а также с введением его в налоговую систему или в другие системы управления и контроля. Писание же свидетельствует, что когда придет время (после выхода лжепророка), то настоящее обличение начертания и числа зверя будет дано тремя великими Божьими посланниками, именуемыми в «Откровении» ангелами.
Откр. 14:
6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,
10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
Первый ангел — это воскресший Великий Апостол Любви Иоанн Богослов, написавший вечное духовное Евангелие. Почему его Евангелие именуется вечным? Потому, что оно, помимо относящегося к земной жизни Христа Господа (что присутствует и в трех остальных Евангелиях), имеет вечные духовные законы.
Второй ангел — это великий ветхозаветный пророк Илия Фесвитянин, который живым был взят на небо в старом теле своем (ему надлежит быть убитым и воскреснуть в новом качестве).
Третий ангел — это великий праведник и пророк из допотопного мира Енох, который тоже был взят живым на небо (и тоже будет убит антихристом и воскреснет с Илией в совершенном теле).
Вот этим великим святым столпам Церкви и Божьим угодникам уготовано Промыслом Божиим проповедовать против поклонения зверю и против принятия его начертания с числом его. Проповедь эта будет сопровождаться и свидетельствоваться великими чудесами, знамениями и силой Божией, производимыми тремя этими ангелами Божиими.
Некоторые полагают, что вместо Еноха может быть пророк Моисей, ибо он наряду с Илией и Иоанном Богословом был свидетелем и участником Преображения Господа на Фаворе. Эта мысль не верна, ибо Моисей участвовал, по толкованию святых отцов, как представитель умерших, и присутствовал лишь душою. Его присутствие было нужным для того, чтобы показать, что закон Моисея был детоводителем ко Христу, а сам Моисей — слугою Христа. Он также уверял души умерших в пришествии Господа Иисуса Христа как Спасителя человеков. Из живых же древних пророков сохранены были только два: Енох и Илия Фесвитянин. Им же, согласно Писанию, надлежит быть убитыми и после 3,5 дней воскреснуть и вознестись на небо. Как же может уже умерший Моисей быть убитым? К тому же Предание Церкви (например, служба и акафист пророку Илии) и многие святые отцы прямо указывали на Илию и Еноха, в том числе вещавший уже после своей смерти преподобный Нил Мироточивый Афонский. Мы не можем сомневаться в его вещаниях, принесенных с неба.
Тайнозритель Иоанн видит выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами.
Св. Ефрем Сирин, изображая, как он выражается, «бесстыдство змия, который, как тать, придет в свое время с намерением окрасть, закласть и погубить избранное стадо истинного пастыря», приводит те черты, которыми изображается апокалипсический зверь. Пользуясь этими отеческими свидетельствами, мы можем сделать несколько следующих заметок по поводу видения Иоанна Богослова.
В «Откровении» Иоанна говорится о трех различных зверях: о звере из моря (13, 1 и сл.), о звере из земли (13, 11 и сл.) и о звере из бездны (17, 8 и сл.). Если мы сравним 17, 3 и 8 с гл. 13, 1—2, то сходство в описании (как здесь, так и там зверю приписываются «имена богохульныя», семь голов и десять рогов) и явное отношенйе одной главы к другой (ангел в гл. 17 ст. 8 говорит Тайнозрителю: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его...») заставляют считать зверя из моря и зверя из бездны за одного зверя.
Теперь спрашивается: что же означают головы этого зверя? Ответом на этот вопрос служит в «Открвении» 17, 9: седьм голов суть седьм гор, на которых сидит жена, и седьм царей. Таким образом, головы означают носителей мирской власти, враждебно настроенных против Бога. Таким представителем мирского могущества будет и зверь, который был и которого нет, т. е. зверь из бездны.
Апокалипсический зверь из бездны, называемый «восьмым», несмотря на свое близкое отношение к четырехсоставному зверю из моря, в то же время имеет некоторое отличие от него. Выйдя из среды семи голов (или царей) зверя из моря (Откр. 17,10—11), он будет и зверем из бездны, т. е. будет иметь связь с царством тьмы, с тайниками демонических сил пагубы (Откр. 17, 8; 9, 11; 11, 7).
Будучи последним представителем мирского антихристианского царства, он будет зависеть от дьявола, и в нем боговраждебность его — знак кровожадности.
Все эти черты, приписываемые Тайнозрителем зверю из бездны, не напоминают ли нам человека греха, который представляется апостолом Павлом главою отступления, и о котором говорится, что пришествие его по действию сатаны (2 Сол. 2, 9)?! Заметим при этом, что оба апостола, Павел и Иоанн, говорят о поражении антихриста совершенно согласно между собою. Как по предсказанию апостола Павла, торжество антихриста будет коротко, и суд постигнет его скоро (2 Сол. 2, 3, 8), так и св. Иоанн, едва только сказал о новом появлении зверя, как прибавляет уже, что он пойдет в погибель (17, 8, 11). Такое сходство между «человеком греха» и «зверем из бездны» приводит нас к той мысли, что последний есть также индивидуум.
Итак, если признавать «зверя из бездны» за антихриста, а признавать его побуждают, как мы видели, свидетельства некоторых отцов и учителей Церкви и контекст речи, то необходимо допустить также, что он есть отдельный человек, конкретный индивидуум, отдельная личность, одаренная большой силой и властью, которая соединит в себе все свойства мирского боговраждебного могущества, существовавшие прежде нее.
Св. Ефрем Сирин, изображая хитрость и месть антихриста, прямо называет его царем: «Когда многие сословия увидят добродетели и силы отступника, все возымеют к нему одну мысль и провозгласят его царем. И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змей, смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех притеснит... » Изображаемая здесь деятельность антихриста относится не к религиозной или духовной сфере, но ко внешней или политической.
Признавая в антихристе политического деятеля, мы вовсе не отрицаем и религиозную его деятельность; напротив, антихрист будет не столько политическим деятелем, сколько религиозным. Политическая сфера будет служить наиболее удобной почвой для достижения его духовных целей и для выполнения его сатанинских планов.
Из слова «Об антихристе» св. Иоанна Дамаскина: «И так иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет богом. Что он назовет себя богом, о сем ангел, поучающий Даниила, говорит так: о бозих отцев своих не смыслит (Дан. 11, 37). И апостол: да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или,чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть (2 Сол. 2, 3). Апостол, говоря: в церкви Божией, разумеет не нашу, но древнюю иудейскую. Ибо не к нам он придет, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан. Почему и называется антихристом».
Из слова св. Иринея Лионского «О тираническом царстве антихриста»: «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев и воссядет в храме Иерусалимском, тогда придет Господь с неба на облаках в славе Отца, и его и повинующихся ему пошлет во озеро огненное, а праведным даст времена царства, т. е. успокоение, освященный седьмый день, и восстановит Аврааму обещанное наследие, царство, в котором, по словам Господа, многие от востока и запада придут возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 1.1)».
Очевидно, что антихрист есть конкретный человек, которым в конце времен овладеет (вселится) сатана и который по действу сатаны будет кратковременным мировым правителем. Ясно, что он будет иудеем из колена Дана и явится как их долгожданный мессия, который и утвердит в своем лице их вековое чаяние о владычестве над всем миром. Антихрист явится как выдающийся мировой гений, религиозный лидер и реформатор, самодержец и политический деятель, примиритель и общественный благотворитель.
Для отступнического мира, в том числе и для тех, которые ложно продолжают считать и называть себя православными, антихрист зверь явится разрешителем всех вопросов и удовлетворите л ем всех желаний и чаяний. Для отступников и неверов это исчадие сатаны вполне заменит Христа, Который стал для них люто ненавиденной помехой в их «прогрессе и преуспеянии». Так, он удовлетворит чаяния евреев тем, что объявит себя их мессией, а их послемоисеевскую веру главенствующей на земле. Католиков, протестантов и всех, кто от них произошли, а также отступников от православия он купит тем, что сделается главою экуменической «христианской» религии. При этом он объявит главенство и первенство неоиудейской религии и равенство с буддизмом, индуизмом и другими языческими культами.
Имя Христа Иисуса Господа, Его Церковь и Ее учение он в своем мрачном царстве запретит и упразднит. Церковь Христову он подвергнет самым лютым в истории гонениям с нещадным и самым изуверским убиением Ее верных, которые, как и в начале, будут именоваться святыми.
Мусульман (ислам) он ублажит тем, что примет лжепророка (зверя, выходящего из земли) как своего первого и главного помощника и объявит его воплощенным пророком Мухаммедом (Магометом), который якобы вернулся с неба с новым именем — Магдала или подобным. Этот лже-Мухаммед обратит всех мусульман к антихристу, примирит их с иудеями, отступниками от Христа и язычниками.
Таким образом, формально будут устранены все религиозные раздоры и все земные религии, культы и верования сольются в одну мировую религию антихриста и в один культ — культ отца его, сатаны. Для окончательного разрешения этого вопроса дьявол с антихристом разыграют человечество посредством спектакля с покушением на зверя, его лжесмертью и лжевоскресением. Именно после этого коварного обмана, во второй половине своей седмицы (7 лет) антихрист объявит себя «Богом» и потребует себе божеского поклонения. Тут-то и придет к нему на помощь лжепророк лже-Мухаммед и приведет к поклонению всех мусульман, из числа которых будут созданы самые доверенные и отборные войска антихриста и лжепророка. Антихрист объявит себя общим «Богом» всех религий и всех людей. Он скажет людям: «Приидите ко мне все, ибо я ваш «Бог», «спаситель», «благодетель» и «примиритель» — и две трети из живущих на земле примут его и поклонятся ему как «Богу». После этого поклонения, также как и после принятия начертания зверя, человек становится по душе демоном, не способным уже к покаянию и обращению к истинному Богу. Такие люди-демоны разделят вечную муку с духами-демонами.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится — это человек антихрист, возжелавший себе божеских почестей и поклонения как Богу. Которого ты видел — св. Иоанн Богослов видел зверя и антихриста в лице римского императора Нерона, первого лютого гонителя христиан. Он требовал себе божественного поклонения, был первым антихристом и являлся прообразом последнего антихриста зверя.
Был — был антихрист в лице первых императоров римских, которые гнали Церковь Христову, люто убивали и страшно мучили христиан. Подвигал их на гонения сатана, который будет гнать христиан и через последнего римского и вселенского императора — антихриста зверя.
И нет его — нет уже римских императоров, нет и вселенских гонителей христиан, нет еще и последнего гонителя — антихриста.
И выйдет из бездны — антихрист будет одержим сатаной, который попущением Божиим выйдет из бездны, где он был связан Господом Иисусом Христом. Сам антихрист выйдет из бездны атомной всемирной войны, вселенского великого голода и великой смуты.
И пойдет в погибель — после семи лет пагубного правления антихриста Господь Иисус Христос придет в великой славе на землю и духом Своих уст убьет антихриста, т. е. отделит от него сатану, а сам антихрист будет живьем брошен в серное озеро вместе с лжепророком.
Видя — речь идет о людях, принявших антихриста и поклонившихся ему как Богу. Они увидят появление антихриста, его страшную сатанинскую силу и его погибель.
Что зверь был — был вселенским царем и правителем, был невиданно сильным и могущественным, был для них как Бог, творя чудеса бесовской силой.
И нет его — нет его больше на земле, ибо сила Божьего пришествия смела его с лица земли.
И явится — явится опять антихрист для этих погибших людей в серном озере, где он и лжепророк, а чуть позже и сатана будут пребывать в вечных адских муках.
Семь царей — это семь первых и главных гонителей первоапостольской Церкви Христовой из числа римских императоров. Число 7 обозначает полноту, в данном случае полноту гонителей христиан, включая последнего гонителя — антихриста.
Из которых пять пали — слово «пали» имеет в Священном Писании два значения: 1-е — в смысле пали на войне или в битве сраженные врагом; 2-е — пасть в духовном смысле. Такого падения требовал сатана от Самого воплощенного Бога Иисуса Христа (Мф. 4, 8—9).
Один есть — один гонитель христиан всегда есть, ибо сатана постоянно находит себе такого гонителя из числа власть имущих или приводит гонителя к власти.
А другой еще не пришел — речь о грядущем антихристе, который в духе был в первых императорах — гонителях христиан, а теперь придет как индивидуум.
И когда придет, недолго ему быть — мы уже знаем, что антихристу для владычества над миром отпущено семь лет.
Который был — был он в лице первых римских императоров-гонителей.
И которого нет — нет его среди императоров Рима, ибо он объявит себя Богом в Иерусалиме.
Есть восьмой — восьмой он по порядку вслед первых семи гонителей римских императоров.
Из числа семи — в духе и в преемственности от семи самых лютых гонителей римских императоров.