повторяющуюся фразу: «которые ты видел» и попробуйте прочесть с ней и без нее — и заметите разницу, ибо видеть это не всегда знать и понимать.
«Ангелу Ефесской церкви напиши» — а что значит: «напиши»? Почему Господь повелел передать послание в письменном виде, а не сказал: «передай», или «скажи», или что-нибудь подобное? Почему нужно именно письменное сообщение церкви? Потому что это послание должно быть донесено до конца последних времен, т. е. до нас! А это возможно лишь в письменном виде. К тому же устное слово часто подвержено искажениям.
Теперь о семи звездах и семи светильниках: почему ангелы семи церквей названы звездами, а сами церкви — светильниками?
Ангелы Божии живут на духовном небе и оттуда посылаются Богом на землю для служения людям и особенно Церкви Божией на земле сущей в лице семи церквей. Звезды обитают на видимом небе и своим светом и расположением служат, вот почему они и взяты за образ ангелов.
Светильники нужны на земле, чтобы светить людям в их нуждах, вот почему они взяты за образ церквей, которые являются духовными светильниками на земле. У каждой церкви на земле есть поставленный от Бога Ангелхранитель из числа высших чинов ангельской иерархии. Зримым земным отражением этого Ангела-хранителя церкви является правящий епископ данной церкви. Вот почему наименование «Ангел церкви» имеет двойное значение, а епископы церкви часто называются ангелами.
То, что Господь держит семь звезд в деснице Своей, означает Его полное и непосредственное управление как Ангелами-хранителями церквей, так и епископами этих церквей. Держание в деснице также подчеркивает, что Господь лишь делегирует Свою Первосвященническую власть и силу своим епископам и как бы являет Себя в каждом своем епископе.
Хождение Господа посреди семи светильников-церквей означает Его неусыпную заботу, попечение и промышление о земных Своих церквях и Его личное присутствие Божеством Своим в них, как Он и обетовал:
Мф. 28:
20 .Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Словосочетание «ходящий посреди» указывает на то, что Господь особым образом присутствует и действует в каждой церкви в середине ее, в сердцевине, т. е. в Божественной Литургии, Таинстве Евхаристии и в Святых Пречистых Страшных и Животворящих Своих Тайнах Крови и Тела Своего. Еще это указывает, что Он печется и действует в каждой церкви равно и равно дает каждой из них и силы Своей и благодати. Мы можем также видеть, что земных церквей, о которых промышляет Господь, семь. Такова воля и определение Божии! Как же уразуметь, что Церковь одна («верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь») и церквей семь?
Церковь, как духовно-мистическое Тело Христа и как Его Чистая и Святая Невеста, одна, и есть именно та, о которой мы молимся в Символе православной веры, но на земле, в своем историческом бытии-плавании, Она проявляется конкретно через закон Божий о седмиричности! Вот и выходит, что земных церквей семь, но все они проявляют ту Одну единственную.
Сегодня некоторые священнослужители полагают, что ко времени антихриста зверя многообразие церквей опять сведется к семи основным, от которых они все и брали свое начало. О том, что к этому времени останется только семь церквей, пророчествуют святые отцы церкви. В частности, сказано об этом в пророчествах преподобного Серафима Саровского чудотворца. Эти семь светильников-церквей и будут светить нам в полном мраке антихристовой ночи!
Откр. 2:
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.
Итак, прочтем слова «Откровения» так, как бы они были написаны нам и для нашего времени.
Знаю дела твои — понятно, что Господь всеведущ, и поэтому речь здесь не об этом, а о том, что церковь Ефесская имеет живую веру, свидетельствуемую богоугодными делами, ибо вера без дел мертва, по слову св. апостола Иакова. Смысл этой фразы такой: Господь одобряет деятельность церкви, говоря, что дела ее угодны Ему и приятны Ему.
... и труд твой — труд тоже угоден Богу; в личном плане это молитвенно-покаянный труд в борьбе за очищение сердца, ума и всего человека от страстей греховных; в церковном — труд за сохранение живой веры, стояние в истине и полноте благодати.
...и терпение твоё — терпение многоразличных скорбей, бед и напастей, которые в изобилии будут обрушиваться на истинную Церковь и на каждого верного члена Ее, есть неотъемлемая часть нашего времени. Причем для верного члена терпение этих особых и утонченных скорбей за стояние в истине и за пребывание в молитвенно-покаянном делании Иисусовой молитвы есть существенно важная часть дела спасения.
...и то, что ты не можешь сносить развратных — мы наблюдаем в наше время, причем повсеместно и массово, страшное и небывалое разлитие разврата во всех видах и формах блудного извращения, которые далеко превзошли Содом и Гоморру.
... и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы — кто из людей может испытывать людей, называющих себя апостолами или претендующих быть таковыми, или епископов, которые суть преемники св. апостолов и апостолы для нас? Понятно, что этого не может делать даже глава какой-либо церкви, носящий такой же епископский сан, тем более любой другой отдельно взятый человек. Тогда о ком идет речь?
Надеюсь, вы уже догадались. Конечно же, таким человеком может быть лишь только св. апостол Иоанн Богослов, который будет возглавлять (и уже возглавляет!) семь последних земных церквей, выражающих одну единственную Церковь Христову. У него для этого есть не только полномочия и благословение от Господа Иисуса Христа, благодать и сила Божия, но и особые уникальные способности и качества, свойственные его воскрешенному Господом телу! Своим воскресшим телом Великий Иоанн Богослов уподобился телу Воскресшего Господа, друга и Владыки своего Иисуса Христа и есть бог по благодати. Поэтому он не только имеет право, но и способность испытывать любых людей, подобно Богу.
Он-то и является Ангелом каждой из семи последних церквей (хотя у каждой из них будет и непосредственный руководитель и предстоятель). Вот почему именно он обращается и именно к семи церквям, а не к епископам их. И Господь повелевает ему: «...и пошли церквям...» (Откр. 1, 11), а не Ангелам церквей. А когда Господом говорится: «И Ангелу Ефесской церкви напиши», и так повторяется в отношении Ангела каждой из церквей, то не говорится «пошли», ибо сам Ангел, т. е. Иоанн Богослов, воспринимает и записывает указания Господа и должен передать эти сообщения каждой конкретной церкви.
Истинные апостолы выйдут под руководством Великого Иоанна Богослова, св. пророка Илии и св. пророка Еноха на вторую и последнюю всемирную проповедь Евангелия, а лжеапостолы будут изобличены, объявлены лжецами и отвержены как чада своего отца лжи диавола:
Откр. 2:
2 ... и нашел, что они лжецы,
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
В предыдущем стихе уже шла речь о труде и терпении, которые Господь одобрил. Там речь шла о терпении внешних скорбей за внутреннюю верность, свидетельствуемую внешними делами. Здесь же речь идет о великих и многих внутренних скорбях, которые вырабатывают у покаянного труженика особый вид несокрушимого духовного терпения. Там терпение — являемый факт или плод, а здесь — духовное качество, добродетель и награда.
Смысл 3-го стиха можно передать следующим образом: «Ты много переносил, трудясь для имени Моего (т. е. занимаясь Иисусовой молитвой), и в результате как плод и награду (одну из многих) имеешь добродетель терпения, благодаря которой ты не изнемогал в великом делании Иисусовой молитвы». Важно заметить, что «имеешь терпение» дано в настоящем времени, а «трудился» и «не изнемогал» — в прошедшем. Это будет важно для понимания следующего стиха.
Откр. 3:
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Верный уже испытан особо и долго и не будет подвержен общей великой всемирной скорби. Особое же благодатное терпение, которое верный уже стяжал до дня выхода антихриста зверя, будет ему крепкой и надежной опорой в это тягчайшее и страшнейшее время. Другой великой опорой будет благодатная умно-сердечная Иисусовая молитва, сопровождаемая глубоким духовным плачем и слезами. Вот почему уже сейчас каждый верный должен заниматься и преуспеть в делании Иисусовой молитвы и плача, ибо без этого во время антихриста не выстоять никому.
Настанет такое время, полагают отцы церкви, когда антихрист разрушит или осквернит все христианские рукотворные храмы, превратив многие из них в капища своего говорящего и убивающего образа. Тогда размер храма Христова сузится до размера сердца человеческого, а сердце каждого верного расширится до вселенского Храма Божия, который нельзя будет разрушить или уничтожить никому. Основным служением в Храме Сердца будет призывание непобедимого Святого имени Господа Иисуса Христа, которое во тьме антихристовой ночи, невиданного бесовско-человеческого шабаша и проявления всего и всякого возможного зла в мире сем, будет величественнейшим богослужением, исполненным особого значения.
Всегда прослеживалась особая связь между деланием Иисусовой молитвы и состоянием местных церквей или местностей, ибо делание Иисусовой молитвы настолько велико, ценно и значимо, что отдельно взятый делатель приносит ощутимую пользу не только себе, но и всей Церкви! Хотя часто он этого не знал и не сознавал, пребывая в личном покаянии и очищении от страстей. Не зря ведь святые отцы утверждали, что очищающий себя Иисусовой молитвой и плачем в очах Божиих несравненно выше воскрешающего мертвых, проповедующего Евангелие народам, кормящего всех голодных и исцеляющего всех больных!
И снова, переходя к толкованию 9-й главы «Апокалипсиса», следует напомнить читателю цель самого «Откровения», указанную Господом в первом стихе:
Откр. 1:
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре...
Мы видим, что главная цель «Откровения» — показ будущих событий, а именно, конечные судьбы Церкви Христовой на земле сущей, конечные судьбы всего мира, будущее устройство в Небесном Царствии Божием.