Правильно, считает архиепископ Сиракузский и Троицкий отец Аверкий, ответить можно лишь тогда, когда будем учитывать личность, воспринявшую от Бога «Откровение», — Иоанна Богослова. Когда Иоанн Богослов видел картины откровения, он был живым, во плоти сущим человеком и руководителем тогдашних семи Асийских церквей. На то время «вскоре» осуществилось в частном порядке над теми конкретными церквями и людьми. Главным же образом Откровение принадлежит конкретному будущему, в котором созреют все условия для совершения тайны беззакония и появления сына погибели — антихриста зверя. Вышеупомянутые отцы церкви называют это конкретное время — начало XXI века.
В наше время, по их мнению, Иоанн Богослов опять явлен живым и во плоти (воскресшей по новому качеству для вечности) сущим и руководит истинной Церковью Христовой на земле сущей, и поэтому слово «вскоре» по своему значению опять начинает работать. В этом смысле наше время является точкой отсчета событий Апокалипсиса, которые в ближайшее будущее начнут разворачиваться буквально у нас на глазах!
Поэтому, принимая интерпретацию иерархов Русской православной церкви за рубежом, читая слова «Откровения», мы должны верить написанному в них указанию прямо как оно есть, как будто бы Апокалипсис был написан только для нас и в наше время! И так же воспринимать слово «вскоре», ибо духовно Апокалипсис уже предвозвещен и «вскоре» есть вскоре на самом деле.
«От семи Асийских церквей, — говорит отец Олег (Моленко), — до нашего времени Апокалипсис трудно было читать, воспринимать и правильно понимать, ибо он не был еще включен и воздействовал лишь силой сокровенной в нем духовной правды. Современное и живое восприятие его в наши дни, так, как бы он был написан для нас и на сегодня — есть удивительная особенность этой величайшей Божьей книги и дивный дар Божьей милости для нас последних! Если же мы, как и наши предшественники, увлечемся проекцией Апокалипсиса в прошлое — мы неизбежно впадем в ошибку и заблуждение и начнем видеть картины Апокалипсиса в Чернобыльской катастрофе, покупаясь на одинаковость значения слов чернобыль и полынь, а антихриста в антихристах, подобно как современники видели его в Нероне, Наполеоне, Гитлере, Ленине, Сталине, Горбачеве и т. д., в то время как это были лишь образы или иконы антихриста зверя».
С этими утверждениями можно спорить, однако трудно не согласиться с тем, что Апокалипсис устремлен в будущее! И будет устремлен до тех пор, пока это будущее не начнет сбываться и становиться текущим и настоящим! А когда Апокалипсис начнет сбываться на самом деле, тогда события побегут быстро одно за другим, и времени будет оставаться очень мало, а затем, по слову «Откровения», времени уже не будет как такового, и будет уже не до рассуждений и толкований, ибо сама жизнь и страшная мощь событий Апокалипсиса и дней Великой скорби и захватит всех доживших участников, и покажет и докажет все!
Многие святые отцы считают, что Апокалипсис включится в ткань текущей жизни с началом страшной мировой войны, третьей по порядку, с применением всех накопленных видов оружия и средств массового уничтожения людей и всего живого: атомного, химического, лазерного, бактериологического, космического. Это и есть война, о которой речь идет в 9-й главе «Откровения» и которая унесет одну треть живущих на земле людей, т. е. если считать от сегодняшнего количества людей (семь миллиардов), то погибнет более двух миллиардов людей за 10 месяцев этой войны.
Именно с этой войны берет начало Апокалипсис в действии. Появление зверя из моря и зверя из земли и все прочее состоится уже после начала этой первой апокалипсической войны. Появление антихриста зверя и лжепророка для мира сего будет нежданным, как некое откровение.
Для истинно верующих, утверждают сторонники Церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, их появление будет ожидаемым по существу, но несколько неожиданным по проявлению. И для всех верных нужна будет особая благодать Божия и особая помощь от Бога, чтобы устоять и победить это последнее вселенское искушение посредством антихриста.
Второй важной особенностью Апокалипсиса является способ получения откровения о будущем:
Откр, 1:
1 .И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Здесь нам важны два слова: показал и видел.
Откр. 1:
11 То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии...
Опять важно слово видишь, как способ получения, а напиши и пошли, как способ передачи нам. Следовательно, фраза находящимся в Асии устраняет возможность поочередного перечисления эпох, ибо эти церкви находились в Асии единовременно и получили послания в одно и тоже время. Если бы было сказано: «пошли церквам в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатир, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию», — то, возможно, и был бы смысл в перечислении эпох, сменяющих одна другую.
Откр. 1:
12 .и, обратившись, увидел...
Великий Иоанн Богослов обратился (повернулся) на голос! Тогда на Патмосе он стоял как бы спиной к будущим событиям, но голос Божий развернул его и повернул к ним. Это означает то, что Иоанн Богослов будет возвращен Господом посредством воскрешения, для того чтобы ему быть живым свидетелем тех событий, которые он видел в пророческом видении.
Очень важно осознать то, что в «Откровении» показаны картины будущего. Это не рассказ о них, не описание, не аллегория, не притча, а именно зрительное наблюдение за своего рода видеозаписью событий далекого будущего! Поняв это, поймем и то, что св. апостол намеренно не шифровал полученную информацию и не излагал ее символами и аллегориями, но лишь точно исполнил волю и повеление Господне:
Откр. 1:
11 То что видишь, напиши (так, как сможешь!) в книгу... И еще:
Откр. 1:
19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего...
«Что есть» — в отношении к тогдашним Асийским церквам, а «что будет после сего» — в отношении к последнему нашему времени. Если же Господь и показывает нечто символическое, то Он тут же и поясняет Иоанну значение символов, как это происходит в случае с семью звездами и семью светильниками:
Откр. 1:
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
В некоторых случаях для понимания картины необходимо иметь духовную мудрость:
Откр, 17:
9 Здесь ум, имеющий мудрость... Или:
Откр. 13:
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
ЕСЛИ же Господу угодно что-либо скрыть, то Он прямо повелевает своему апостолу:
Откр. 10:
4 .. .скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Причем это бывает вопреки желанию апостола, который за послушание хочет записывать все виденное и слышанное им:
Откр. 10:
4 ... я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Почему же книга «Откровение» так трудна для понимания? Что касается небесных видений, то тут присутствуют образность и символизм, которые ясно видны духовному разуму, ибо небесное и духовное невозможно изложить точно человеческим языком и на уровне человеческих понятий.
Конечно, существует и некая кодировка или зашифрованность, а точнее, как бы невидимость сути и значения будущих событий, но это не нарочитое сокрытие этих событий, а неизбежное последствие для умов плотских и душевных, тогда как для духовных все ясно видно и понимаемо. Некоторые места, как уже говорилось, невозможно понять издалека, пока они не приблизятся к самой исторической действительности. Важно также понимать и помнить, что «Откровение» написано не для всех людей. Те, которые не веруют Богу и слову Его, не вошли в Церковь Его и стоят вне, а следовательно, являются «внешними» ко слову Господа, все видят в притчах и загадках:
Мф. 13:
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.
Действительно, недуховные люди, даже самые умные, знающие и образованные, не видят в Писании очевидных вещей. Итак, «Откровение» написано для истинных рабов Божиих: «чтобы показать рабам Своим». Величайшие из святых угодников Божиих именовали себя рабами Божиими, почитая это великой честью. Так именуется сам Иоанн Богослов:
Откр. 1:
1 .И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну..
Сама Царица Неба и Земли, Пресвятая и Преблагословенная Владычица наша Пречистая Госпожа Богородица и Приснодева Мария, которая является честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, называла Себя Рабой Божией:
Лк.1:
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей...
Как мы видим, понятие раба Божьего и добродетель смирения тесно связаны так, что смиренный человек рад быть рабом Божиим, а истинный раб Божий всегда имеет глубочайшее смирение. Итак, таким рабам Божиим и дано знать тайны Божии. И один из древних пророков говорит, что Бог не начинает на земле никаких дел, если не откроет то наперед рабам Своим.
Для чего же закрывать до невозможности понимание «Откровения» и превращать его в сплошную притчу и загадку? Этого не делал ни Господь, ни Иоанн Богослов. Закрытость этой великой книги получилась, причем осознанно, по той причине, что все будущие события были показаны.
«Представьте себя на месте Иоанна Богослова около двух тысяч лет тому назад, — предлагают своей пастве сегодня многие святые отцы. — Вы вдруг видите такие странные, необъяснимые (по меркам того времени) и дивные вещи, как, скажем, современную боевую технику и вооружение: танки, сверхзвуковые самолеты, ракеты с химической, бактериологической, бинарной, тринарной, нервно-паралитической смертоносной начинкой или атомное и термоядерное оружие массового поражения, или ядерный взрыв и его последствия, и эффект, именуемый «ядерной зимой», и т. п. вещи, и это в то время, как у ваших современников вершиной боевой техники, помимо лука, мечей и копий, была катапульта! И вот вам надо записать и описать все это впервые увиденное и неизвестное, да еще на языке тогдашних понятий и наименований! Как бы вы сделали это?
А Великий Иоанн Богослов справился с этой задачей блестяще и самым превосходным образом!!! Но разуметь это не легко, хотя записать было несравненно труднее! В этом тоже огромная заслуга Великого Апостола Любви Иоанна Богослова».