молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом схимник достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры. «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри, что часть сия так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее!»
У каждого ангела-хранителя есть свои обязанности и своя сфера влияния. Поэтому они образуют три триады: серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы. Серафимы, херувимы и престолы — эти категории ангелов-хранителей — находятся ближе всего к Богу. Серафимы — это огненные, пламенеющие, обжигающие ангелы. Они находятся рядом с Богом. Их описание находится в ветхозаветной книге пророка Исайи: «... у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо свое и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...» Херувимы и престолы — это ангелы-стражи. После изгнания Адама и Евы из рая они были поставлены охранять пути к древу жизни. Херувимы были созданы на третий день творения, поэтому облик их часто бывает очень грозен. Так, в одном из видений пророка Иезекииля описываются двуликие херувимы, у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой — львиное.
Господства, силы, власти — это вторая триада ангелов-хранителей, которая наиболее полно отражает принцип божественной власти.
Начала, архангелы, ангелы — это третья триада, которая находится к миру и человеку ближе всех небесных сил. Именно они наиболее часто являются человеку. Различают архангелов и ангелов ветра, огня и света. Они выступают как распорядители, управители и хранители светил, планет, растений и животных, человека и народов, городов и стран. Бесконечно число ангелов. Бесспорна их покорность Богу и любовь к людям.
Однако бесы, искушающие и устрашающие Сергия, — тоже падшие ангелы. После войны на небесах ангелы разделились. Верные ангелы остались безупречными воинами Бога, а изменники обратились в бесов. Однако была еще и третья группа. Некоторые ангелы остались нейтральными во время небесной войны. Они достойны презрения, так как сказано в Апокалипсисе: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Человек не может стать ангелом. Он может стать святым, то есть человеком, который своей жизнью на земле заслужил право находиться на Небесах. Интересны слова «небеса» и «поднебесье». «Небеса» — это место, где нет бесов. А «поднебесье» — это место под небесами, где обитают бесы.
Епифаний передает, как преподобный сам рассказывал своим ученикам о минувших его «страхованиях»:
Однажды он в «церквице» своей стоял на всенощном бдении, и вот раздался треск, и стена церковная расступилась, и через расселину вошел сам сатана, а с ним «полчища бесовские» в остроконечных шапках и с угрозами как бы у стремились на него. Они гнали его, наступали на него и грозили ему, но он молился и продолжал начатое им бдение, повторяя: «Да воскреснет Бог и да расточатся враги Его». И бесы так же внезапно исчезли, как и появились. В другой раз Сергий был в келье своей, и вот раздался сильный шум от несущихся сил бесовских, и наполнилась келья его змеями, а полчища бесовские окружили хижину его, и слышен был крик: «Отыди, отыди скорее от места сего! Что хочешь обрести здесь... или не боишься умереть здесь от голода? Вот и звери плотоядные рыщут вокруг тебя, алчущие растерзать тебя, беги немедленно!» Но Сергий и на этот раз остался тверд и мужественно отражал их молитвою. Внезапно проявившийся необычный свет рассеял полчища темных.
Случались у Сергия и светлые явления, не все они были написаны, но сохранилось предание о некоторых весьма характерных, связанных с Богоматерью и ангелами.
Так, однажды Сергий хотел прочесть о житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал духом, что книга просияла Светом Небесным, и он мог прочесть и без лампады.
Ученик преподобного Сергия Исаакий просил его благословения на подвиг молчания. Осеняя его крестным знамением, святой сказал: «Господь да исполнит желание твое, чадо!» И Исаакий увидел пламя, исходившее от руки преподобного и осенявшее его. С того дня он пребывал в безмолвии, и лишь однажды чудесное явление разрешило ему уста. Раз, когда преподобный Сергий совершал Божественную литургию с братом своим Стефаном и племянником Феодором, молчальник увидел четвертого священнослужителя — в блестящих ризах, сияющего необыкновенным светом, так что невозможно было смотреть на него. На малом входе с Евангелием он следовал за преподобным. Исаакий был так поражен, что отверз уста свои и спросил инока Макария, стоявшего рядом с ним: «Что за дивное явление, отче? Кто сей необыкновенный муж?» Но Макарий сам был в трепете и ужасе. После литургии ученики приступили к преподобному с вопросами о таинственном сослужителе. Преподобный открыл им, что это был ангел Божий, сослужащий ему всегда, когда он служит литургию по воле Божией, но запретил им об этом рассказывать.
Однажды литургию служили Сергий, брат его Стефан и племянник Феодор; Исаакий и Макарий стояли в церкви. Вот видит Исаакий в алтаре четвертого, чудного образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шел за преподобным и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? «Не знаю, — ответил Макарий, — но меня обьемлет страх, когда я взираю на Него». По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося обьяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но, когда вошел в келью свою, сказал им: «Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной литургии. Вы же сохраните сие втайне до исхода моего».
Однажды, когда преподобный Сергий служил литургию, Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног. А перед причащением его Святых Тайн огонь, свившись подобно пелене, погрузился в Святую Чашу, из коей и причастился преподобный Сергий. Симон был в ужасе. Отойдя от престола, преподобный спросил его: «Чадо, чего так устрашилась душа твоя?» Симон отвечал: «Отче, я узрел чудное: я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою!» Но преподобный запретил ему рассказывать это до самой своей кончины.
В «Житии» указано и о сияющем видении Владычицы перед смертью Сергия. Владычица сказала:
«Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков. И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победивших. И три корня, разделенные проклятьем, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут Землю Русскую. Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владык».