чудного явления трепещет душа! — и, помолчав немного, прибавил: — Позови ко мне Исаака и Симона». И когда они пришли и он все рассказал им, все они вместе совершили молебен Пречистой. Преподобный же Сергий всю ту ночь провел в молитве без сна.
К инсайту, дающему выход к реальности высшего плана, можно также отнести и некоторые формы творческих состояний. Только этим можно объяснить пусть редкие, но неопровержимые случаи, когда художнику, музыканту, писателю приоткрывалось вдруг то или иное событие, лежашее далеко в будущем.
В литературе известно множество фактов прорыва в будущее, что говорит об очевидной близости творческих состояний к «измененным состояниям сознания». Целый ряд подобных же прорывов в будущее, прозрений находим мы и у русских писателей и поэтов. Прозрения эти чаще всего касаются событий гибельных, катастрофических. Вспомним пророческие строки Достоевского из «Дневника писателя» за 1877год: «Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего».
Можно было бы долго приводить высказывания ведущих ученых как прошлого, так и современности, свидетельствующих, что открытие происходит именно так — в результате мгновенного инсайта. Эйнштейн писал, что «открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, — всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».
«Говорение на языках» — одно и проявлений инсайта. Более частое проявление «прямого знания» — дистанционное восприятие.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский проезжая невдалеке от монастыря преподобного Сергия, остановился в 8 верстах напротив него (там сооружена была потом часовня) и поклонился преподобному со словами: «Мир тебе, духовный брат!» В это время преподобный сидел с братией за трапезой. Он встал, сотворил молитву и поклонился епископу со словами: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господне да будет с тобой!» Братии же он сказал после трапезы: «В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас, грешных». Несколько монахов, встав из-за стола, поспешили к тому месту и действительно догнали святителя Стефана, который уже продолжал путь. Он подтвердил сказанное слово в слово.
В память этого события в лавре сохранился обычай за трапезой перед последним блюдом звонить в колокольчик. Все встают. Чередной иеромонах говорит: «Молитвами святых отец, наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» И все садятся кончать трапезу.
Странно, но способность к «прямому знанию», свидетельствующая о высоком духовном совершенстве, воспринималась окружающими как дьявольские козни. Например, очень неоднозначно на Руси было отношение к юродивым. А ведь эти люди очень часто вместе с безумием получали выход в «высшую реальность».
Считалось, что юродивые — это люди, достигшие святости еще при жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил, что юродивых (отказавшихся от своего разума) много, из тысячи же юродивых только один бывает Христа ради юродивый. В душе такого человека непрестанная молитва, он может совершать подвиги особой духовной силы, обладает даром прозрения, а ведет себя подобно человеку неразумному, потерявшему рассудок. Но это внешне он неразумен, на самом деле ему даровано высшее знание.
Способность к «инсайту» связана с неким выходом, мгновенным выпадением из потока времени... Может быть, происходит что-то столь же непонятное, но другое... Это трудно определить. Для такого «прямого знания» не составляет ни малейшей разницы, находится ли событие в прошлом, настоящем или в будущем.