травами, оказывающими успокаивающее действие на слизистые оболочки, например, с корнем окопника или с ильмом. Оно охлаждает, способствует остановке кровотечения и уменьшению воспаления. Оно также смягчает вкус горячих острых трав. Молоко может применяться в качестве седативного средства. При бессоннице его можно сочетать с такими травами, как брами и мускатный орех.
Порошки (Чурна)
Порошки широко используются в аюрведе. Традиционно их готовят с помощью ступки и пестика и фильтруют через полотно. Можно измельчать травы с помощью механической мельницы.
Порошки удобны для приготовления составов, содержащих большое количество ингредиентов (в аюрведических сборах их может быть 20 или более). В форме порошков можно приобрести многие традиционные травяные сборы. Эта лекарственная форма проще в приготовлении, чем пилюли или таблетки. Другое важное преимущество порошков состоит в том, что их дозировка в 2-4 раза меньше, чем свежих трав, поскольку концентрация веществ в них выше.
Недостаток порошков в том, что их сила быстро уменьшается и в течение 6-12 месяцев полностью теряется. Однако в аюрведе существуют особые способы приготовления порошков, которые позволяют сохранять их годами.
Порошки принимают не сами по себе, а в виде добавок к другим веществам. Если для этого используют растительное масло, мед, ги или нерафинированный сахар, то их объем должен превышать количество порошка вдвое, а если воду или молоко, то вчетверо. Горькие порошки обычно принимаются в капсулах или с медом.
Обычно порошки обладают быстрым, но кратковременным действием. Они воздействуют главным образом на желудочно-кишечный тракт и раса-дхату (плазму). Однако в виде порошков все же могут приниматься некоторые омолаживающие, воздействующие на все дхату травы—такие как ашваганда, пиппали и состав трипхала.
Пилюли и таблетки (Гути и Ваши)
Аюрведическая фармацевтика предлагает широкий выбор пилюль и таблеток, которые часто приготавливают из отваров.
Гуггулы
Гуггул — это смола миррового (бальзамового) дерева. С добавлением этой смолы изготавливаются особые аюрведические пилюли. Обычно они назначаются при нервных расстройствах, заболеваниях суставов и для снижения веса.
Лекарственные вина (Асава и Аришта)
В аюрведе используют различные травяные вина. К свежему соку (аришта) или отвару (асава) трав добавляют дрожжевую культуру, после чего смесь оставляют для брожения на несколько дней или месяцев. Иногда в нее добавляют различные специи — такие вина легче усваиваются и увеличивают Агни. С течением времени свойства вин не ухудшаются, а наоборот, улучшаются.
Лекарственные джемы (Авалеха)
В аюрведе используются также травяные джемы. Многие тонизирующие и омолаживающие средства могут быть приготовлены с нерафинированным сахаром или медом. Таким способом изготавливается хороший тоник общего действия Чъяванпраш.
Расаяна-препараты
Это особые алхимические препараты аюрведы, в которых используются «человеческие» формы ртути, серы и других металлов. Именуемые расаяна-препаратами, они занимают важное место в Расаяне (омолаживающей терапии) и оказывают сильное воздействие на нервную систему. Используются и другие особые препараты из металлов и минералов (чаще в виде басмы — пепла, получаемого в результате сжигания веществ особым способом, делающим их нетоксичными для организма). С травами они сочетаются по обычным правилам энергетики.
Это узкоспециализированная сфера аюрведической фармакологии. Ее методы могут применяться лишь при наличии соответствующих знаний. Можно надеяться, что эти знания станут доступны и тем, кто практикует аюрведу в западных странах.
Лекарственные масла (Сиддха Таила)
Лекарственные масла получают путем приготовления трав в различных растительных маслах. Обычно, если нет каких-либо особых показаний, используется кунжутное масло. Иногда могут применяться и другие масла — кокосовое, подсолнечное или касторовое. Лекарственные масла предназначаются главным образом для наружного применения, например для массажа, но иногда могут приниматься и внутрь.
Лекарственные масла воздействуют на раса-, ракта- и мамса-дхату, увеличивая тем самым субстанцию плазмы, крови и мышечной ткани тела. Они увеличивают в этих тканях Агни — силу пищеварения. Масла слишком тяжелы для печени и поэтому не могут достичь более глубоких тканей через нее. Они воздействуют главным образом на кожу, кровь, легкие и толстую кишку. Однако через последнюю они могут оказывать некоторое воздействие и на нервную ткань (маджа-дхату).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ. Основной метод приготовления лекарственных масел похож на приготовление отваров. Одна часть трав варится на слабом огне с 4 частями масла и 16 частями воды в течение 4-8 часов, пока вся вода не выпарится, т.е. до тех пор, пока капля воды, попавшая в масло, не начнет потрескивать. Например, для получения одной чашки лекарственного масла можно взять 60 г трав, чашку масла и 4 чашки воды.
Есть и другой способ, при котором вначале приготавливается отвар из одних лишь трав. Затем берут отвар и масло в равных частях и варят до тех пор, пока не выпарится весь отвар. Этот метод применяется, если необходимо, чтобы в масле не было частичек трав, для этого перед добавлением в масло отвар процеживают.
Некоторые травы можно добавлять непосредственно в масло, без воды. Чувствительные к нагреванию ароматические травы, такие, как жасмин, камфора или мята, можно добавлять в виде порошка сразу в масло (одна часть трав на 4 части масла). Затем смесь настаивается 24-48 часов, после чего ее можно процедить и использовать.
Другие ароматические травы, менее чувствительные к нагреванию, такие, как красный перец, гвоздика или горчица, можно добавлять прямо в масло и варить на слабом огне в течение нескольких часов.
Свежие соки, например имбирный или чесночный, можно добавлять в равное количество масла и варить до выпаривания всей воды. Особое внимание следует обращать на то, чтобы не перекипятить их.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Масла могут применяться для массажа, в виде глазных или ушных мазей, для смазывания ран и язв, для масляных клизм (басти), вагинальных орошений, для смазывания носовых ходов (насья), а также вовнутрь.
При наружном применении лекарственные масла могут благоприятно воздействовать на все три доши. Травы, действующие против Питты, в масляной форме эффективны при воспалительных состояниях кожи и крови. Они помогают при выпадении волос, преждевременной седине и могут быть приготовлены с кокосовым маслом (которое является охлаждающим, в то время как кунжутное масло согревающее).
Травы, действующие против Ваты, хороши для масляных клизм. Мытье головы с маслами (сиро-дхара) помогает в ряде случаев при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, а также при диабете. С подобной же целью масла применяются в виде насьи. При приеме внутрь они воздействуют главным образом на Вату, но могут возбуждать Питту и Капху.
Типичные травы, используемые в аюрведе для приготовления лекарственных масел: аир, амалаки, асафетида, бала, брами, брингарадж, жасмин, имбирь, индигоноска, камфора, куркума, мята, пиппали, сандал, харитаки, чеснок, шатавари, шафран.
Лекарственное масло ги (Сиддха Грита)
Лекарственное масло ги похоже на лекарственные растительные масла. Для того чтобы приготовить просто масло ги, нагревают натуральное несоленое сливочное масло на среднем огне в течение примерно 15 минут. Масло растопится и начнет кипеть. По мере кипения на поверхности появится пена. Пену не убирайте, так как она имеет лечебные свойства. Уменьшите огонь. Масло приобретет золотисто-желтый цвет, и его запах будет напоминать запах попкорна (жареной кукурузы). Масло готово, когда одна-две капли воды, помещенные в него, начинают потрескивать. Дайте ему слегка остыть и затем перелейте его, процеживая, в подходящую посуду. Храниться масло ги может при обычной комнатной температуре.
Свойства и методы применения масла ги — иные, чем у лекарственных растительных масел. Ги повышает Оджас — тонкую сущность всех тканей. Оно усиливает все виды Агни, повышает энергию пищеварительных процессов и действие ферментов в организме, не возбуждая при этом Питту. Его действие распространяется, в частности, на джатхарагни (пищеварительный огонь тонкого кишечника) и бхутагни (огненную силу печени, управляющую трансформацией пищи). Оно не засоряет печень, как другие масла и жиры, а напротив, придает ей силу.
Масло ги питает маджа-дхату (костный мозг и нервную ткань), а также головной мозг. Повышая Оджас, оно благоприятно воздействует на все тонкие ткани тела, включая шукра-дхату (репродуктивную ткань). Посредством Оджаса оно дает питание Теджасу — огню ума — и таким образом усиливает медхагни — огонь интеллекта и восприятия. Обладая такими свойствами, оно является прекрасным омолаживающим, тонизирующим средством (расаяной) для ума, мозга и нервной системы. Оно хорошо для Ваты и Питты.
При нарушениях, связанных с Питтой, масло ги приготавливается с горькими травами. В таком виде его используют при лихорадке, для лечения которой, как утверждают, масло ги является наилучшим средством.
Масло ги также весьма эффективно при болезнях тонких тканей, нервной системы, психических расстройствах и многих проблемах, относящихся к Вате.
Обычно оно принимается внутрь, но достаточно часто используется и в качестве насьи.
Типичные травы, приготавливаемые в масле ги: все горькие травы, аир, амалаки, ашваганда, брами, брингарадж, гокшура, гранат, жасмин, манжишта, солодка, состав трипхала, чеснок, шатавари.