К основному компоненту добавляются травы с аналогичными ему свойствами. Главный принцип составления всех смесей заключается в том, что сходные свойства усиливают друг друга. Если взять в равных количествах смесь схожих трав и какую-либо из этих трав в отдельности, то комплексный состав будет оказывать более сильное терапевтическое действие. Например, 500 мг смеси трикату, состоящей из сухого имбиря, пиппали и черного перца, т.е. из трав, способствующих пищеварению и усвоению, обладает намного более сильным действием в отношении пищеварения, чем 500 мг любой из этих трав, взятой в отдельности.
Обычно травы оказывают многостороннее действие. Какой эффект будет главенствующим — зависит от того, с какими травами сочетается данная трава. Например, если соединить корицу с такими потогонными травами, как мирика или эфедра, то активизируется и усиливается ее потогонное действие. Если же ее сочетать с травами, воздействующими на пищеварение, такими, как кардамон или лавровый лист, то направленность ее действия соответствующим образом изменится.
Использование мантры — это не просто механическое повторение обладающих большой силой звуков. Мантра подразумевает медитацию. Медитация (дхъяна) означает восприимчивость, пассивное осознавание, при котором видящий и видимое едины. Это — понимание, состояние открытости, в котором есть место для проявления глубинной истины. Эта глубинная истина, исходящая в процессе медитации от всего, и является мантрой. Истинная сила мантры проявляется в медитации. Правильное использование мантры подразумевает создание целительного медитативного пространства.
Растения медитируют. Земля медитирует. Солнце, совершая свое движение по небу, вибрирует в унисон с великой мантрой «Ом». Вся природа являет собой плод созидательной медитации космического духа. Присущие природе молчание и покой — это тоже медитация.
Рассмотрение конкретных мантр является слишком сложным вопросом, чтобы обсуждать его здесь, т. к. их использование относится к конкретным методам терапии; но есть одна великая мантра, посредством которой можно наделять энергией все травяные препараты. Это Мантра Богини.
Богиня — это Шакти, действующая в природе божественная энергия, через которую происходят все процессы исцеления, достижения единства и эволюции. Она, Божественная Мать, готовит нужную пишу и лекарства для всех форм жизни. Только благодаря ей наша пища и наши лекарства обладают питательной и целебной силой. Поэтому, используя ее силу с помощью ее мантры, мы наделяем все вещи целительной энергией.
Вот эта мантра: «ОМ АЙМ ХРИМ КЛИМ ЧАМУНДАЙИ ВИЧАЙ». Это обращение к богине Чамунде, объединяющей в себе трех великих богинь —Сарасвати, Дургу и Кали — вместе с присущими им элементами воздуха, огня и воды (Вата, Питта и Капха) и соответствующими им центрами, расположенными в голове, пупке и в основании позвоночника.
Повторение мантры 108 раз во время приготовления травяных лекарств или во время их приема в значительной степени увеличивает их силу. Изначально все аюрведические лекарства приготовлялись с использованием мантры. Как пища, чтобы быть питательной, должна приготовляться с любовью, так и травы должны приготовляться с мантрой. Главное — не что мы готовим, а как мы это делаем. Все целительные практики должны проистекать из любви и осознавания мантры.
С мантрой тесно связана янтра Мантра— это семя-слог космической творящей вибрации, янтра — тот рисунок, который она создает, ее энергетическое поле. Мантра — это имя божества; янтра — его тонкая форма. Янтры представляют собой мистические диаграммы, геометрические рисунки, отражающие космический закон (в более сложных вариантах исполнения они становятся мандолами).
Янтры рисуются на шелке, на коре определенных деревьев, на меди и на золоте (медь в большинстве случаев является наилучшим материалом). Аюрведические препараты часто изготавливаются с использованием янтр или в их присутствии. Янтры, состоящие главным образом из треугольников и пирамид, служат средством привлечения космической жизненной силы и создания пространства, в котором должно произойти исцеление. Вместе с мантрой они очищают астральную ауру и психическую атмосферу, которая во время болезни часто загрязняется или приобретает застойный характер.
Янтры также могут использоваться для очищения пищи и воды, для увеличения силы и глубины проникновения лекарств, для очищения комнаты, где производится лечение. Для устранения закупорок их можно помещать на определенные части тела, например в области чакр. В этих случаях они могут использоваться вместе с кристаллами и драгоценными камнями.
Мы приводим в книге изображение Шри Янтры, считающейся царицей всех янтр, великой Янтрой Богини, воплощающей в себе всю Вселенную. Эта янтра вместе с мантрой, обращенной к богине, обычно используется при всех видах лечения и во время приготовления трав.