Кто именуется в Евангелии "братьями" Господа Иисуса Христа
Закон Божий протоиерея Серафима Слободского
Кто именуется в Евангелии "братьями" Господа Иисуса Христа

       "Братья и сестры" Господа, именуемые в Евангелии совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточных народов того времени (как это и теперь еще сохраняется в жизни арабского народа, живущего в Палестине и Малой Азии), "братьями" называются не только родные братья, но и двоюродные и троюродные и вообще близкие родственники.

       Родных братьев у Господа не могло быть т. к. Божия Матерь имела Единственного Сына, Господа Иисуса Христа и именуется Святою Церковью Приснодевою, потому что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества Христова осталась такою же, так как Она дала обет (обещание) Богу никогда не вступать в брак. Св. Иосиф был мнимым Ее мужем, был только обручником - хранителем Ее девства. Значит, "братьями и сестрами" Господа по плоти могут доводиться Ему братья двоюродные или троюродные и то только лишь по линии женской, т. е. по линии Его Пречистой Матери; потому что кровного (по плоти) родства по линии мужской ни с кем Спаситель иметь не может, ибо у Него не было отца по плоти.

       В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся "братья Иисуса", хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13, 54-56). Много писалось о "братьях Господних", много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности.

       Если эти "братья" Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями: Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее "сестрою Матери Его" (19, 25).

       Но эти "братья" Господа могут быть и мнимыми "сводными" братьями по мнимому отцу Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака, (т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: "Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?" (Матф. 13, 54-56). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: "Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь" (7, 3). Известно также, что указание на то, что "братья" Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание.

       Это древнее продаже не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его (Матф. 27, 56; Иоан. 19, 25); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что "братья" Господа были Ему троюродными братьями по плоти.

       Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем.

       В "Житиях Святых" (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичества предписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и "восставит семя (потомство) брату своему" (Второз. 25, 5-6). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов..." (Лук. 3, 23).

       Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, - Марфу; а синаксарь (церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, - во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.

       По кончине же жены своей Саломии, Иосиф жил в вдовстве продолжительное время, проводя дни свои в чистоте.

       Во Св. Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Иосиф же, муж Ее, праведен сый"... (Матф. 1, 19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцев и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была такая честь, - сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине он был достоин такой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего Девства. И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и как своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который явился ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу, добывая Им пропитание от трудов рук своих. Скончался Св. Иосиф ста десяти лет.


Оглавление:

Предисловие

Часть первая. Предварительные понятия

Часть вторая. Молитвы.

Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета
Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета

Ветхий Завет

Новый Завет
Рождество Пресвятой Девы Марии
Введение во храм Пресвятой Девы Марии
Пресвятая Дева Мария у Иосифа
Возвещение Ангела о рождении Предтечи
Благовещение Пресвятой Деве Марии
Посещение Пресвятою Девою Мариею праведной Елисаветы
Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Христово
Поклонение волхвов
Сретение Господне
Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет
Отрок Иисус в Храме
Проповедь Иоанна Предтечи
Крещение Иисуса Христа
Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола
Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики
Первое чудо Иисуса Христа
Изгнание торгующих из храма
Беседа Иисуса Христа с Никодимом
Беседа Иисуса Христа с самарянкою
Исцеление сына царедворца
Исцеление расслабленного при овчей купальне
Исцеление сухорукого
Избрание апостолов
Нагорная проповедь:

       Заповеди блаженства,
       о Промысле Божием,
       о неосуждении ближнего,
       о прощении ближнего,
       о любви к ближнему,
       общее правило обращения с ближними,
       о силе молитвы,
       о милостыне,
       о необходимости добрых дел

Сила веры и молитвы за других - исцеление расслабленного в Капернауме
Воскрешение сына вдовы Наинской
Притча о сеятеле
Притча о зерне горчичном
Притча о закваске
Притча о пшенице и плевелах
О пришествии Царства Божия на земле
Укрощение бури
Воскрешение дочери Иаира
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Чудесное насыщение народа пятью хлебами
Хождение Иисуса Христа по водам
Исцеление дочери хананеянки
Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении
Преображение Господне
Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и к ближнему
Притча о милосердном самарянине
Иисус Христос у Марфы и Марии
Обличение Спасителем фарисеев в грехе - хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери
Кто именуется в Евангелии "братьями" Господа Иисуса Христа
Исцеление слепорожденного
Притча о неразумном богаче
Дарование молитвы ученикам
О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце
Исцеление десяти прокаженных
Притча о богатом и Лазаре
Притча о мытаре и фарисее
Благословение детей
Притча о блудном сыне
Предсказание Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии
Притча о десяти девах
Притча о талантах
О Страшном Суде
Воскрешение Лазаря
Торжественный вход Господа в Иерусалим
Притча о злых виноградарях. Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии-Христа
О подати кесарю
О воскресении мертвых
О Божественном достоинстве Мессии-Христа
Лепта вдовицы
Предательство Иуды
Тайная вечеря
Моление Иисуса Христа в саду Гефсеманском и взятие Его под стражу
Суд над Иисусом Христом у первосвященников
Отречение апостола Петра
Погибель Иуды
Иисус Христос на суде у Пилата
Иисус Христос на суде у царя Ирода
Последний суд над Иисусом Христом у Пилата
Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу
Распятие и смерть Иисуса Христа
Снятие со креста и погребение Спасителя
Воскресение Иисуса Христа
Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус
Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы
Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам
Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве
Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам учеников
Христос воскресе!
Вознесение Господне
Сошествие Святого Духа на апостолов
Жизнь первых христиан
Гонение иудеев на христиан Св. первомученик Стефан
Обращение Савла
Успение Божией Матери
Апостольский Собор в Иерусалиме
Проповеднические труды апостолов
Краткие сведения о проповеди и судьбе св. апостолов
Всеобщее гонение на христиан. Разрушение Иерусалима
Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня
Новые враги христианства
Вселенские соборы
Отпадение Римской церкви. Просвещение славян
Крещение Руси

Часть четвертая. О вере и жизни христианской.

1. О вере христианской.
2. О жизни христианской

Часть пятая. О Богослужении Православной Церкви

Послесловие

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU