17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои (на кресте) и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит (кто обратится из Петровской церкви назад к прежнему благочестию и от отступления, только тот способен будет увидеть появившуюся и растущую церковь Иоанна Богослова) ищущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, (т. е. период Иоанновской церкви начинается еще в присутствии Петровской, хотя в полной мере, исторически следует за ним) сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? (вопрос не только о том, что будет с самим Иоанном, но в отношении церкви его: для чего же еще церковь, когда одна уже есть? Но поскольку миссия этой второй церкви связана с Иоанном Богословом, то и вопрос задается как бы о нем.)
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл пока прииду, что тебе до того? Ты иди за Мною.
Это и есть суть тайны: Иоанн Богослов по особой воле Господа и по особому Божьему промыслу будет пребывать на земле во плоти для особого рода служения и для возглавления Филадельфийской, или Ново-Заветной, или Церкви Новообращенных! А также для возглавления Второй и Последней всемирной проповеди Евангелия Царства Божия.
23 И пронеслось это слово между братиями... (смотрите, как внимательно отнеслись к этому пророчеству и обетованию Господню другие ученики Христовы — это из-за чрезвычайной важности данного обетования, что, по-видимому, особо подчеркнул Господь) что ученик тот (Иоанн Богослов) не умрет. Естественная и неизбежная на то время ошибка св. апостолов; а как еще можно было понять слово: «хочу, чтобы он пребыл»? — т. е. жил на земле до второго пришествия Господа. А ведь был уже известен опыт более 300-летнего пребывания на земле Св. Праведного Симеона Богоприимца, до первого пришествия Спасителя, который просто не умирал чудесно долго. Почему бы не подумать, что и на сей раз будет подобное? Далее следует очень важная поправка самого Иоанна Богослова, которая и открывает ясно суть того, каким образом Господу будет угодно осуществить это дивное пребывание Великого Иоанна Богослова. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Некоторые отцы церкви считают, что древние толкователи в этом месте делают ошибку в своем выводе, а именно, что Иоанн Богослов умрет, причем как все прочие апостолы. И будет святою своею душою обитать с Господом в Его Царствии и в таком качестве посещать землю. Ошибка возникла от невнимательного прочтения всего текста главы. Следует обратить внимание на слова, которые опровергают ошибочное мнение апостолов. Нельзя терять из виду и другое: «хочу, чтобы он пребыл», а ведь надо согласовать оба эти утверждения, которые лишь кажутся противоречащими друг другу. А примиряются они и разрешают данный вопрос очень просто.
Существует лишь две возможности пребыть на земле, живя во плоти. Первая — это не умирать, о чем уже говорилось ранее и что не срабатывает в данном случае; вторая — это умереть и быть воскрешенным! Это и избрал Божий промысл. Но опять-таки существует две возможности воскрешения:
1) по типу Лазаря Четверодневного и Симеона Богоприимца (он был воскрешен, согласно Преданию, среди многих святых, которые вышли из гробов в Иерусалим по воскресении Господнем). Они были воскрешены в старых своих телах и еще были епископами Церкви;
2) по типу воскрешения Пресвятой и Пречистой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которая вторым, вслед за Господом Иисусом, человеком была воскрешена с Ее преображенным и обновленным телом. Вот именно этим воскресением, по типу будущего всеобщего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик, наперсник, сокрестник и совоскресник Иоанн Богослов! Он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мертвых! Четвертым и пятым будут святые пророки Енох и Илия Фесвитянин, которые были живыми взяты на Небо.
Такова основная суть Тайны Великого Иоанна Богослова.
Приведем свидетельства других церковных источников о Тайне Иоанна Богослова и о личности самого апостола.
Из Жития Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова:
«Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Эфесса с 7-ю своими учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого Апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела Апостола, по особенному усмотрению Божию переселенного в загробный мир. Это случилось 26-го сентября (по церковному календарю), в начале 2-го века. Каждый год из могилы святого Апостола Иоанна, в мае, 8-го числа (по церковному календарю), выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных. Поэтому Церковь празднует память святого Апостола Иоанна Богослова еще 8-го мая».
Из Акафиста Иоанну Богослову: Икос 11:
«Светозарная душа твоя, достигнув в меру возраста и в мужа совершенна, позна приближение времени, нужнаго человеку изменения, во еже тленному наследити обещанное нетление, и смертному обещанное безсмертие: тогда повелел еси учеником твоим погребет себе жива, наутрие же пришедше ко гробу твоему, и откопавше, ничтоже в нем обретоша. Познавше убо, яко изменение твое сотворися не обыкновенным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако: Радуйся, орле, обновивый твою юность безпрепятственным возлетением к солнцу славы Божия: Радуйся таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго».
Кондак 12:
«Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показующе сим, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непристанно сердцем и душею во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуия».
Существует и мнение святого великого Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого, который, как это было ему открыто от Бога, утверждает, что святый апостол Иоанн Богослов воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях.
Это утверждение насчет места в Гималаях подтверждается недавними наблюдениями ученых, которые действительно обнаружили в Гималаях некоторое недоступное и полностью закрытое (т. е. не просматривается ни с самолетов, ни со спутников) место, в которое невозможно попасть ни вертолетом, ни самолетом, ни каким-либо иным средством или способом. Этому явлению нет никакого рационального объяснения. По мнению лидера Церкви Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, это место удивительно точно совпадает с указанием св. Иоанна Златоустого, и это то самое место, которое Бог уготовил Церкви для прибежища от гонений, которые будут при антихристе звере (Окр. 12):
6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее (таинством Евхаристии) там тысячу двести шестьдесят дней.
К похожим выводам, читая Писание, пришел в свое время и святомученик Ипполит Римский (по книге «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса», Москва, 1902 г., издание книгопродавца А. Д. Ступина), гл. XI, стр. 158—159:
«Обоим пришествием Христовым от Писаний научихомся. И первое убо по плоти бывшее безчестно, занеже смирену явитися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою Отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестителя имеяше предтечею; второму же Его, в немже хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет.... Едину бо седмицу седмих лет назнаменает, яже убо на последок будет, и убо пол седмицы возмуг ова пророка со Иоанном, еже проповедати во всем миpe, о антихристове пришествии, сиречь дней 1260...»
Преподобный Оптинский старец Нектарий (Тихонов), скончавшийся в 1928 году, отвечая на вопрос одной духовной дочери, подтвердил, что в конце времен придет во плоти Иоанн Богослов для руководства Церковью.
А святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Новые грозные слова о страшномъ поистине Суде Божиемъ, грядущемъ и приближающемся», написанной в 1906—1907 годах, говорит (из Слова 21-го): «Я вамъ говорю, что есть некоторые изъ стоящихъ здесь, при жизни которыхъ наступить среди людей царство Божие и которые увидятъ второе и страшное пришествие Христово. Здесь разумеется св. апостолъ Иоаннъ Богословъ, который чудеснымъ образомъ преставленъ и живетъ доселе на земле и на небесахъ; это награда ему за любовь и преданность ко Христу и мучения, которые терпелъ ради Христа».
Следовательно, постичь Тайну Иоанна Богослова — значит осознать значение Иоанна Богослова в нашей жизни и в деле нашего спасения, а также понять назначение его миссии на земле и его место, данное ему особым промыслом Божиим. А именно: что он, единственный из числа первоапостолов и очевидцев Господа, переносится промыслом Божиим, причем в обновленной плоти, в наше отступническое время и своим личным присутствием восстанавливает в Церкви Христовой утраченную отступниками апостольскую преемственность, институт истинного священства и пастырства и берет на себя труд по руководству и окормлению Церкви.
Вернемся к 21-й главе Евангелия Иоанна Богослова, чтобы проникнуть в другую тайну — тайну предательства Господа. Здесь в отношении апостола Иоанна отмечена, кроме того, что он ученик, которого любил Иисус, одна важная деталь:
Ин. 21:
20. ...и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
И лишь один из апостолов знает эту страшную тайну предательства. Господь не говорит ему имени предателя, но предсказывает действие, которое выдает предателя.
Мф. 26:
23. .опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня.
Мы видим, какое великое дерзновение и особый доступ к сердцу Господа имел самый любимый ученик и друг Христов Иоанн Богослов. Петр же, как мы знаем из Евангелия, мог лишь обратиться к Иоанну в попытке узнать о предателе. Но даже великий первоверховный Апостол Петр не мог без посредства Иоанна спросить Господа о тайне предательства! Это показывает и доказывает нам великое преимущество апостола Иоанна перед Петром и другими апостолами.
Господь доверил и поручил (причем с креста) заботиться о Своей Матери именно Иоанну Богослову и даже усыновил его Ей. Пресвятая Богородица является общей духовной матерью всех христиан и в этом смысле прообразует Собою Церковь Христову — нашу Матерь. Вот почему земная забота о Пречистой Матери Спасителя со стороны Иоанна Богослова тогда прообразует его заботу о земной Церкви ныне. Только ему Бог доверил опекать Матерь Свою и Церковь Свою. А что касается Петра, то ответа на тайней вечери о предателе он так и не получил. По отношению к тайне предательства Церкви это имеет такое значение: только Иоанну Богослову и членам его Церкви, т. е. Церкви Христовой периода его руководства, будет во всей полноте открыта тайна предательства новозаветным духовенством Церкви и Господа, а через них она может сообщаться другим, насколько только они смогут вместить ее.
Поскольку Иоанн Богослов является самым любимым учеником Господа, то и Церковь его будет самой любимой среди всех прочих исторических церквей. Она будет как бы духовно почивать на груди у Господа, у Его сердца и оттуда черпать и силы, и мудрость, и ведение, и тайны Божии, и великое терпение. Эта особая духовная близость будет проявляться во время вечери, т. е. во время Божественной Литургии и таинства Евхаристии.