Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман Коран.

Первоначально Магомет испугался начавшихся «откровений», но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые «откровения», которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно он обрел группу сторонников — частью из знатных родов, частью из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета — мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы — Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха (часто именовавшегося Милостливым — Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета — явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то период (около 618—620) появилась возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь — ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, в безрезультатных поисках убежища совершил поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба — крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такового они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I года, то есть 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать новую эру по хиджре, то есть по году переселения Магомета из Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби («город Пророка») или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и вступили в контакты с врагами Магомета — мекканцами. К ним присоединилась и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров» (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорил об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — «печати пророков». Иудеи и христиане порицались как плохие верующие, ислам был объявлен исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе установлен особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявлено о святости ал-Кабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она стала главной святыней ислама, к ней молящиеся стали обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета фиксируются правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В «откровениях» появляются требования особого почтения к Магомету, ему «ниспосылаются» исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в «откровениях» и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начались нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылал различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывали новые оазисы в Северной Аравии, появлялись в Йемене. В Мекку приезжали представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договаривались с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен.

В 631—632 годы значительная часть Аравии оказалась включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом. В последние годы жизни Магомет определил цель этого объединения — распространение власти ислама на север; он готовил военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60—63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители пророка по проведению в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения своего представителя на пост халифа соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета — Абу Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключил много браков. Право пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально. обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти пророка "она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, 9 из которых были живы в момент его кончины.

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга 'Али Аби Талиба. От их сыновей ал-Хасана и ал-Хусайна произошли все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки «семьи пророка» — сайиды и тарифы.

Существует общее мнение, что Магомет действительно жил, составил значительную часть Корана, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т. д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много более поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию пророка.

Ислам не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возникли легенды о чудесах. Например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, — в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, например о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшим религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя,, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т. д.

Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, «демократизм» с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.

Следующая страница
Магомет

ВЕЛИКИЙ ПУТЬ ПРОРОКА
   Главная  | О сайте  | Обратная связь |                            Предсказания и пророчества
Магомет (Мухаммед или Мухаммад) Ахмад 'Абд Аллах (около 570 — 632) был выходцем из рода хашим родоплеменной группы курайш. По представлению мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился он в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать — через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда 'Абд ал-Мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.
Магомет

Rambler's Top100
© EDGARCAYSI.NAROD.RU